«И СЕРДЦЕ ВНОВЬ ГОРИТ
И ЛЮБИТ...»
(любовная лирика А. С. Пушкина)
Величайший поэт России Александр Сер-
геевич Пушкин в своем творчестве обращал-
ся к темам, которые больше всего волновали
его. Это — любовь, свобода, дружба, творче-
ство. Наиболее полное представление об иде-
алах и жизненных ценностях поэта дает его
лирика.
В стихотворениях все значимо: каждый об-
раз, каждая художественная деталь, ибо толь-
ко с помощью таких приемов можно выразить
все богатство и разнообразие переживаний.
Любовь для Пушкина — спутница юности.
Но она сопровождает поэта всю жизнь. В сво-
ем творчестве поэт неоднократно возвращает-
ся к теме любви.
В ранний период творчества Пушкин пи-
шет о дружеских пирушках, о радостях и ра-
зочарованиях любви. Юного поэта интересо-
вали любовные забавы. Почти все стихотво-
рения этого периода игривы.
Так, в стихотворениях «Красавице, кото-
рая нюхала табак», «Монах», «К Наташе» все
обращается в шутку, в игру. Настоящего, воз-
вышенного душевного порыва нет. Для ран-
него творчества Пушкина характерен жанр
«легкой поэзии»;
Считается, что Пушкин был последовате-
лем Анакреона — греческого лирика, автора
легкой и эротической поэзии. Еще в лицее
Пушкин начинает писать в особом жанре лю-
бовной лирики — стихи в альбом. Интересно
то, что поэт, не питавший обычно особенных
чувств к владелице альбома, должен был на-
писать ей признание в любви. Пушкин обыч-
но писал шутки в виде какого-либо парадок-
сального утверждения:
Отечество почти я ненавидел —
Но я вчера Голицыну увидел
И примирен с отечеством моим.
В петербургский период Пушкин пишет
любовные стихи, подобные лицейским, но по-
является и нечто новое. Впервые возникает
то, к чему впоследствии очень часто будет
обращаться поэт, — возвышенный идеал:
Где женщина не с хладной красотой,
Но с пламенной, возвышенной, живой?
В петербургский период происходит по-
степенный переход от лицейской лирики к
той новой, которая появится в южной ссыл-
ке. Все Дориды и Лиды для Пушкина на Юге
уже в прошлом:
Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной...
В любовной лирике южного периода мы
не найдем ничего, кроме грустного, даже тра-
гичного настроения. Это связано с тем, что в
этот период почти все творчество поэта под-
чиняется законам такого литературного на-
правления, как романтизм.
Романтический герой Пушкина — это бег-
лец из несвободного и не понимающего его ми-
ра. Он изгнанник, оставивший в том мире свою
любовь. Как уже говорилось, любовные стихо-.
творения этого периода трагичны. Такие ноты
звучат в стихотворении «Прощанье»:
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
107
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Считается, что все эти грустные мысли
навевала Пушкину некая «утаенная любовь».
«Утаенная любовь» подходила романтичес-
кому герою, соответствовала его образу. Ли-
тературоведы считают, что в стихах Пушки-
на прослеживается унынье, тоска, но есть
«чудные мгновенья», которые связаны с лю-
бовью.
В период южной ссылки поэт пережил
много сильных увлечений. Любовь заполняет
короткое время пребывания Пушкина в Одес-
се. В многочисленных стихотворениях и-м со-
зданы яркие образы любимых женщин. Одна-
ко любовь рассматривалась поэтом как чувство
преходящее. Пушкин не искал вечной люб-
ви, вечной для него была только потребность
любить.
Любовную лирику Пушкина после 1824 го-
да не следует рассматривать как поэтический
анализ его «донжуанского списка». В стихо-
творениях «На холмах Грузии», «Я вас лю-
бил» говорится именно о чувствах поэта, а не
об отношениях, связывающих его с возлюб-
ленньши.
В этих стихотворениях не стоит искать от-
вета на вопрос, кого имеет в виду поэт, при-
знаваясь в искренней, нежной любви: «печаль
моя полна тобою, тобой, одной тобой». В сти-
хотворениях нет портрета возлюбленной. Лю-
бимых женщин Пушкин часто видит сквозь
дымку воспоминаний и снов. В лирике Пуш-
кина оживают его «любви пленительные сны».
Это — стихотворения-воспоминания.
В стихотворении «Я вас любил» все чувст-
ва уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том
моменте, когда чувство уже угасает, но еще
«угасло не совсем». В его душе оживает лю-
бовь-воспоминание. То же самое происходит в
душе поэта в стихотворении «На холмах Гру-
зии». Однако любовь-воспоминание становит-
ся источником новых ярких переживаний:
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Любовь для Пушкина-лирика становится
предметом высокой поэзии. Она словно выве-
дена за рамки быта, житейской «прозы». «Сти-
хотворения, коих цель горячить воображение
любострастными описаниями, унижают по-
эзию», — говорит Пушкин,
А. С. Пушкин много размышлял о поэзии,
но так и не ответил на вопрос о том, ради че-
го дается человеку талант стихотворца. На-
верное, поэтический дар нужен для того,
чтоб воздвигнуть «памятник нерукотвор-
ный», пробуждая сердца людей от сна. И ос-
нованием этого памятника была воспетая
Пушкиным любовь.