НАРОД В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА
«ДУБРОВСКИЙ»
(вариант 2)
Наряду с персонажами дворян, которым
Пушкин уделил основное внимание, описы-
вая их быт, характеры, взаимоотношения,
мы знакомимся в повести и с представителя-
ми крестьянства — бесправными, неграмот-
ными и в то же время добрыми, отзывчивыми
и преданными людьми. Интерес к теме крес-
тьянства у Пушкина не случаен: воспевая му-
жество и отвагу, которые проявил русский
народ в борьбе с Наполеоном за независи-
мость родины, поэт был возмущен неспра-
ведливым отношением к народу-победителю,
жестокостью властных и сытых крепостни-
ков. Еще в стихотворении «Деревня» Пуш-
кин пишет про «барство дикое, без чувства,
без закона». Эту же тему он продолжает и в
«Дубровском», только народ в повести пока-
зан непокорным, готовым к восстанию.
В том, что простые люди Пушкину сим-
патичны, мы убеждаемся не раз. Взять хоть
бы Егоровну, няню Владимира Дубровско-
го, — с какой любовью описывает ее автор и
как восхищается ею! Никогда не учившаяся
никаким наукам, однако прекрасно чувству-
ющая богатство русского языка, старая кре-
стьянка видится нам хоть и наивной, но по-
своему умной' женщиной. Тут же смекнув,
чем может закончиться ссора ее барина с
Троекуровым, Егоровна, употребив все свое
«дипломатическое» мастерство, просит Вла-
димира приехать: своим материнским и жен-
ским чутьем крестьянка угадала, что прине-
сет сейчас ее барину наибольшую радость
и покой. Беспокоилась она и о душе юного
Владимира,- не хотела, чтоб всю оставшуюся
жизнь ее воспитанник укорял себя в эгоизме
по отношению к отцу. Егоровне присуще
чувство благодарности. Всю жизнь с предан-
ностью служившая одному барину, растив-
шая чужого сына, как своего, старая кресть-
янка не покидает своих благодетелей в труд-
ные для них времена. Воспитанная в духе
любви к ближним, Егоровна призывает не
причинять зла никому, какими бы плохими
ни были люди. Она настоящая христианка.
Пушкину, без сомнения, легко было рисо-
вать портрет Егоровны. Читая строки, посвя-
щенные этой женщине, вряд ли кто усомнит-
ся в существовании реального прототипа —
Арины Родионовны, няни поэта и друга его
детства.
То, что Андрей Гаврилович Дубровский
с благодарностью относился к Егоровне, не-
сомненно. Но он установил теплые отноше-
ния и с другими крестьянами, иначе они не
восприняли бы беду своего барина как свою
личную, а смерть его — как утрату близкого
и родного человека: на похоронах старого Ду-
бровского «бабы громко выли; мужики из-
редка утирали слезы кулаком».
Зная жестокость и суровость, с которыми
относился к своим крестьянам Троекуров,
люди Дубровского напрочь отказываются
подчиниться ему, они готовы лучше умереть,
чем попасть под власть деспота и тирана.
Чиновники, исполняющие волю Кирилы Пе-
тровича, для них тоже враги. Потому-то с та-
кой злобой отнеслись к ним кистеневцы, пото-
му не дрогнула рука Архипа, кузнеца, когда
он запирал дверь. Сказать, что Архип — че-
ловек бездушный, жаждущий крови, нельзя:
слезы умиления вызывает эпизод со спасе-
нием кошки. «Чему смеетеся, бесенята... Бо-
га вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы
сдуру радуетесь», — говорит человек, кото-
рый еще недавно с таким равнодушием от-
правил на тот свет людей. И объяснение это-
135
му есть: несправедливость и бесчеловечное
отношение большинства помещиков к про-
стым крестьянам привели к тому, что крес-
тьяне перестали воспринимать их как «бо-
жиих тварей».
Крестьяне идут за молодым Дубровским,
они увидели в нем наличие тех добродетелей,
которыми отличался и его отец. Они готовы
мстить всем, кто станет у них на пути. Они —
бунтари. Этого ли хотел для крестьян и для
свой страны Пушкин? Нет. Он мечтал об отме-
не крепостного права, унижающего человека,
но без крови, путем мирных реформ. Поэтому-
то и скажет он устами главного героя Владими-
ра Дубровского: «Вы разбогатели под моим на-
чальством, каждый из вас имеет вид, с которым
безопасно может пробраться в какую-нибудь
отдаленную губернию и там провести осталь-
ную жизнь в честных трудах и в изобилии».