«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ...»
(по повести А. С. Пушкина
«Капитанская дочка», вариант 2)
«Береги платье снову, а честь смоло-
ду», — гласит пословица, и смысл ее понятен
каждому. А вот следовать сказанному удает-
ся не всем и не всегда. Проще тем, кто впос-
ледствии никогда не станет задумываться
над прожитой жизнью, над своими недостой-
ными поступками, будет радоваться тому,
что хоть и не с чистой совестью, а все же из-
бежал ответственности за свой постыдный
поступок. И совсем не позавидуешь тому,
кто, единожды поступившись честью, сожа-
леет и мучается от содеянного всю жизнь.
Однако это все не про пушкинского героя:
поступая согласно наказу отца — беречь
честь смолоду, Гринев не испытывает угры-
зений совести, вспоминая два года из своей
юности.
Благородство Петра Гринева проявлялось
и в малом и в большом. По дороге к месту
службы он по наивности проигрался челове-
ку, с которым только познакомился. Никакие
уговоры Савельича броситься победителю в
ноги с просьбой простить долг не заставили
Гринева сделать это: проигрался — отдавай.
О чести Петр Гринев помнил даже в тех слу-
чаях, когда за нее можно было поплатиться
жизнью. Это подтверждает случай с дуэлью.
Причем здесь Гринев сражается не за свою
честь, а за честь любимой девушки. Про-
стить Швабрина, бесстыдно порочащего Ма-
шу Миронову только потому, что она отказала
ему, Гринев не мог. Честь дворянина и бла-
городного человека не позволяла молодому
138
человеку сделать это. Можно возразить, что
Швабрин тоже был дворянином. Но в этом
•и ответ: быть благородным, поступать по ве-
лению совести — удел не только дворян, со-
словие здесь не имеет значения, здесь важно
воспитание, атмосфера, в которой растет че-
ловек.
А атмосфера в доме Гриневых была как
нельзя более подходящей для того, чтобы из
Петруши вырос высоконравственный чело-
век. Мальчику было с кого брать пример.
Пушкин от лица Савельича на первых стра-
ницах повести знакомит нас с нравственны-
ми установками рода Гриневых: «Кажется,
ни батюшка, ни дедушка пьяницами не быва-
ли; о матушке и говорить нечего...». Такими
словами воспитывает старый слуга Петра
Гринева, который впервые напился и вел се-
бя недостойно.
Швабрин — полная противоположность
Гриневу. То, что понятие чести незнакомо
этому человеку, мы убеждаемся в той же сце-
не дуэли: используя замешательство Гринева,
связанное с окриком Савельича, Швабрин на-
носит ему удар. Честь для Швабрина ничто
по сравнению с жизнью. Чтобы спасти себя от
смерти, он запросто становится на сторону
Пугачева, бывшего противника, и без сожале-
ния готов вершить суд над теми, кто еще не-
давно был ему если не товарищем, то сослу-
живцем и добрым знакомым. Машу Швабрин
любит, однако это чувство далеко от благо-
родства: используя свое положение завоева-
теля, а ее — сироты, он бесстыдно и грубо
принуждает девушку стать его женой.
Совсем по-другому ведет себя в истории
с Пугачевым Петр Гринев. Сначала он муже-
ственно идет на смерть, потом честно при-
знается Пугачеву- что не разделяет его
взглядов. Эту прямоту, еще больше, чем бла-
годарность за старую услугу, оценил кресть-
янский предводитель и помиловал Гринева.
Здесь автор дает нам понять, что, уважая та-
кие качества в других, Пугачев, без сомне-
ния, обладал ими и сам.
Благородные чувства Гринева проявились
и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впуты-
вать в историю с Пугачевым Машу Миронову,
он слишком ее любит, поэтому и не называет
имени девушки. А ведь поступи он иначе,
ссылки могло и не быть.
Честь отличает и супругов Мироновых.
Всю жизнь служившие императрице, не один
раз встававшие на защиту крепости, эти лю-
ди предпочли честно умереть, чем сдаться
противнику.
Конец повести сказочный. Огорченная
ссылкой возлюбленного, в которой видит
только свою вину, Маша едет в Петербург
рассказать правду императрице. Счастливый
случай сводит ее с дамой, приближенной ко
двору, которая впоследствии и оказывается
самой императрицей. Справедливость востор-
жествовала: приказ о ссылке Петра Гринева
был отменен. Естественно, финал произведе-
ния приукрашен, но это совсем не случайно:
Пушкин хотел показать, что благородный че-
ловек сохраняет достоинство в любой ситуа-
ции, а честь, благородство не останутся неза-
меченными, неоцененными. Доброе в челове-
ке делает человеку добро — так должно быть
и так бывает.