ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ
В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА
«КАЦИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Среди тех немногих женских образов, ко-
торые встречаются в повести «Капитанская
дочка», наибольшее впечатление произвели
на меня образы Василисы Егоровны Мироно-
146
вой, жены капитана Миронова, и ее дочери
Маши Мироновой.
Что касается Василисы Егоровны, то в ее об-
разе автор показал нам простую русскую жен-
щину, хранительницу семейного очага и счас-
тья, не забитую, не слабую, а самоотверженную
и благородную, умеющую принять важное ре-
шение и в то же время по-женски любознатель-
ную, проницательную и смекалистую.
С Василисой Егоровной мы знакомимся од-
новременно с главным героем повести Петром
Гриневым. И так же, как и он, оказываемся
смущены и удивлены видом жены комендан-
та: «У окна сидела старушка в телогрейке
и с платком на голове. Она разматывала нит-
ки...» И внешность, и одежда, и занятие Васи-
лисы Егоровны не соответствовали ее положе-
нию жены коменданта. Этим автор, на мой
взгляд, подчеркивал происхождение Васили-
сы Егоровны из народа. На это же указывала
и речь ее, насыщенная пословицами, и обра-
щение к Гриневу: «Прошу любить и жало-
вать. Садись, батюшка». Мужа своего Васили-
са Егоровна уважала, называла его и в глаза
и за глаза по имени и отчеству. Но, как и вся-
кая сильная женщина, чувствовала над ним
превосходство.
До прихода Пугачева Василиса Егоровна
казалась мне этакой проворной русской ста-
рушенцией, крепко держащей в руках и дочь
свою Машу, и слабовольного мужа {таким ка-
жется мне в начале повести капитан Миро-
нов), одинаково интересующейся солением
огурцов и всеми делами, что происходили в
крепости. Из-за всего этого Василиса Егоров-
на выглядела в моих глазах немного даже
смехотворной. Совсем другой предстала пе-
редо мной старушка с приходом в крепость
Пугачева. Навязчиво любопытствующая, за-
нятая лишь домашними делами и хлопотами,
Василиса Егоровна превратилась в самоот-
верженную, благородную женщину, готовую
в тяжелую минуту разделить, если придется,
трагическую участь своего мужа. Узнав, что
крепость может оказаться в руках мятежни-
ков, Василиса Егоровна отказалась от пред-
ложения мужа укрыться у родственников в
Оренбурге: «Добро, — сказала комендант-
ша, — так и быть, отправим Машу. А меня и
во сне не проси: не поеду. Нечего мне под
старость лет расставаться с тобой да искать
одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе
жить, вместе и умирать». Разве не достойны
уважения эти слова и разве не достойна ува-
жения жена, сказавшая их мужу?! Сказан-
ное Василиса Егоровна подтвердила на деле:
когда, повесив коменданта, казаки вытащи-
ли ее из дома «растрепанную и раздетую
донага», Василиса Егоровна не стала про-
сить пощады, а громко закричала: «Отпус-
тите душу на покаяние. Отцы родные, отве-
дите меня к Ивану Кузьмичу». Так вместе
они и погибли.
Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказа-
лась достойной своих родителей. Она взяла
у них самое лучшее: честность и благородст-
во. Описывая Машу Миронову, невозможно
не сравнить ее с другими пушкинскими геро-
инями: Машей Троекуровой и Татьяной Ла-
риной. В них много общего: все они выросли в
уединении на лоне природы; всех их питала
народная мудрость однажды полюбив, каж-
дая из них осталась навсегда верной своему
чувству. Только Маша Миронова, на мой
взгляд, оказалась сильнее своих предшест-
венниц, она, в отличие от них, не смирилась с
тем, что уготовила ей судьба, а стала бороть-
ся за свое счастье. Прирожденные самоотвер-
женность и благородство заставили девушку
побороть робость и пойти искать заступниче-
ства у самой императрицы. Благодаря этому
Маша Миронова оказалась счастливее других
пушкинских героинь.