ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ
В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Произведениям Пушкина свойственны
символические образы.
Именно они определили поэтику таких про-
изведений поэта, как поэма «Медный всадник»
и повесть «Пиковая дама». Присутствуют сим-
волические образы и в пушкинской «Капитан-
ской дочке». Автор вводит их для того, чтобы
постичь хотя бы контуры того явления, которое
называется «русским бунтом», и чтобы по-
знать, как-то определить личность простого ка-
зака, ставшего вождем народного восстания.
С первым образом-символом мы встреча-
емся в то время, когда Петр Гринев следует
в Оренбург. Это — метель. По дороге ямщик
указал Гриневу на маленькое облачко и
предложил вернуться назад и переждать,
так как это облачко предвещало большой бу-
ран, один из тех, что часто встречаются в
этой местности и приносят огромные беды.
Не послушав предостережений ямщика и
Савельича, молодой дворянин принимает ре-
шение ехать дальше. Прошло совсем немно-
го времени, и «облачко обратилось в белую
тучу, которая тяжело подымалась, росла и
постепенно облегала небо. Пошел мелкий
снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер за-
выл; сделалась метель. В одно мгновение
темное небо смешалось со снежным морем.
Все исчезло». Не видя дороги, кони останови-
лись. Неизвестно, что бы могло произойти,
если бы потерявшиеся путники не заметили
вдруг «...незнакомый предмет, который тот-
час и стал подвигаться нам навстречу». Этим
предметом оказался человек.
Читая страницы, где идет описание мете-
ли, мы не замечаем в этом природном явлении
ничего символического — метели в этой мест-
ности явление обычное. Но позже, когда нам
становится понятно, что этим человеком был
Пугачев и мы мысленно возвращаемся к собы-
тиям метели, то становится ясней ясного, что
метель — грозное проявление стихии приро-
ды — символ, выражающий и могучую сти-
хию народного мятежа, народного восстания,
бунта. Вот почему именно из метели появля-
ется Пугачев и почему он стоит, в отличие от
дворянина Гринева, «на твердой полосе».
Поравнявшись с незнакомым человеком,
Гринев называет его «мужичком», «дорожным».
На постоялом дворе и во время прощания он
уже величает его «вожатым», то есть — про-
водником. Пушкин придает Пугачеву символи-
ческий образ вожатого, И это тоже мы понима-
ем позже, тогда, когда убеждаемся, что Пуга-
чев вывел Гринева не только из метели, как
природного явления, а и из мятежа, который,
скорее всего, смел бы Гринева.
Символичен и сон Гринева, который он ви-
дит сразу же после встречи с вожатым — Пу-
гачевым. На первый взгляд — обыкновенная
нелепица, которая может присниться каждому
человеку. Но потом, сравнивая все события,
которые происходили с Гриневым, мы узнаем
в чернобородом человеке, который привиделся
молодому дворянину во сне и которого мать
Гринева назвала его крестным отцом, — вожа-
того, а значит, Пугачева.
Но чернобородый мужик это даже не сам
Пугачев, это поэтический образ могучего на-
родного характера. А мертвые тела в комна-
те — жертвы восстания Пугачева.
Символичны и ласковые слова черноборо-
дого мужика — «не бойсь!..» Подумаешь — аб-
сурд, как можно не бояться, когда вокруг мерт-
вые тела. Но зная, как развивались события
после сна, мы действительно убеждаемся, что
Гриневу не стоило бояться: Пугачев обошелся
с ним по-человечески, делал ему только добро.