КОМИЧЕСКИЕ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
ВЕЛИКИЕ ГЕРОИ А. С. ПУШКИНА
(по повести «Капитанская дочка»)
Из всех героев «Капитанской дочки» ре-
ально существовали только Пугачев со свои-
ми сподвижниками и государыня Екатерина.
Благодаря мемуарной форме повествования
изображение этих персонажей лишено тех
стереотипов, с помощью которых часто изоб-
ражают «великих людей».
Читатель не видит ни известных полковод-
цев, ни знаменитых государственных деяте-
лей, он видит живых людей; нет здесь герои-
ческих баталий, более того, описания военных
действий по возможности опускаются, как, на-
пример, опущен рассказ об осаде Оренбурга.
Многие события, описанные в романе, не
имели решающего значения для истории, но,
несмотря на это, можно говорить о героях
Пушкина как о подлинно великих людях.
Главный герой романа, от лица которого
ведется рассказ, с самого начала восприни-
мается не очень серьезно. Незамысловатая
биография этого молодого барина-недоросля
не дает возможности увидеть в нем больших
человеческих достоинств, тем более величия.
А первые серьезные потрясения в его жизни
нарисованы довольно комически.
Например, описание его дуэли со Швабри-
ным полностью соответствует эпиграфу к этой
главе: «Ин изволь, и стань же в позитуру. По-
смотришь, проколю как я твою фигуру!»
Забавно на первый взгляд и окружение
Гринева в Белогорской крепости (не говоря
уже о ней самой — деревушке, обнесенной ча-
стоколом).
Комичны в определенных ситуациях мно-
гие персонажи. И девка Палашка, торжест-
венно несущая отобранные у дуэлянтов шпа-
ги на хранение в чулан. И Марья Ивановна,
которую так напугал выстрел из пушки
в честь Василисы Егоровны, когда праздно-
вали ее именины, что она чуть было со стра-
ху на тот свет не отправилась. И простодуш-
ный комендант, находящийся под каблуком
своей жены, обучающий «солдатушек» бес-
полезной для них строевой науке. И.хитро-
умная Василиса Егоровна, которая так ловко
выведала у Ивана Игнатьича тайну о пуга-
чевском восстании. Забавен и Иван Игнать-
ич, который особыми заслугами не отличает-
ся, вот разве что нитки умеет держать при
сматывании их в клубки.
Люди трогательно смешны, пока жизнь
в Белогорской крепости проста и спокойна,
то есть до поры до времени.
Но разительно изменяются и сразу стано-
вятся серьезнее, глубже, сложнее герои при
приближении опасности. «Барское -дитя»
Гринев исполнен решимости защищать любой
ценой свою возлюбленную от опасности. Васи-
лиса Егоровна, прекрасно сознавая всю серь-
езность положения («в животе и смерти Бог
волен»), не соглашается оставить мужа и «схо-
рониться» за каменными стенами Оренбурга.
Трудно предположить, чтобы кто-нибудь
из обитателей Белогорской крепости всерьез
рассчитывал на ее неприступность. Любому
здравомыслящему человеку было понятно,
что крепость не имела большого стратегиче-
ского значения, что оборонять ее было беспо-
лезно. Но Иван Кузмич не сдастся сразу на
милость победителя, а будет отстреливаться
из пушки, даже попытается поднять своих
«солдатушек» нанести хоть какой-нибудь
удар по врагу, чем обречет на верную гибель
гарнизон.
Ни у Мироновых, ни у Ивана Игнатьича
не возникает даже мысли об измене присяге.
И эта невозможность для них поступиться
своими моральными принципами, верность
долгу делает из этих незаметных и полуко-
мических персонажей настоящих героев.
Иван Кузмич, истекая кровью, откажется
признать царем «вора и самозванца» и будет
159
повешен. Иван Игнатьич последует его при-
меру. Василиса Егоровна погибнет, но перед'
смертью успеет назвать Пугачева «беглым
каторжником».
Конечно, в реальной ситуации эти поступ-
ки скорее всего остались бы незамеченными.
Ну кому есть дело до маленькой крепости?
Но пушкинский сюжет таков, что подвиг ка-
питана Миронова становится известным им-
ператрице, она вспоминает о коменданте «од-
ной из оренбургских крепостей», едва Маша
называет фамилию своего отца.
Этим автор подчеркивает, что именно та-
кие люди, как защитники Белогорской кре-
пости, более других заслуживают называть-
ся великими, именно они достойны памяти
потомков.
Сама поездка Маши в Петербург к импе-
ратрице говорит о многом. В беде открылись
в Маше такие душевные глубины, которых
читатель в начале повести и предположить
не мог в молоденькой девушке, красневшей
чуть ли не до слез при одном лишь упомина-
нии ее имени.
Казалось бы, Маша слаба. Но, решив, что
никогда в жизни не выйдет замуж за Шваб-
рина, она не сделает этого даже под страхом
смерти. И когда ее любимому будет угро-
жать опасность, она дойдет до самой импера-
трицы (это робкая-то Маша!) и будет до кон-
ца отстаивать свою любовь.
Это ее принципы, которыми она не посту-
пится.
Есть в романе человек, противопостав-
ленный положительным героям именно от-
сутствием у него таких вот твердых нравст-
венных принципов и устоев. Это Швабрин,
который готов оклеветать отвергнувшую его
девушку. Во время дуэли он пользуется оп-
лошностью Гринева и ранит его. С приходом
Пугачева, чувствуя, что сила за последним,
он сразу переходит на его сторону. Он пыта-
ется насильно заставить Машу выйти за се-
бя замуж.
Можно сказать, что Швабрин существует
в романе для противопоставления Гриневу.
Но даже в злодее Пушкин если не находит,
то подозревает искру благородства, искру
того чувства, которое запрещает Швабрину
впутывать Машу в судебные дрязги и разби-
рательства.
Сам же Петр Гринев проявит себя во всех
выпавших на его долю невзгодах с самой
лучшей стороны. Во всех своих поступках он
будет руководствоваться своими убеждения-
ми, не изменив присяге, сам поедет освобож-
дать Машу, когда ему не дадут отряд. Он не
бросит в беде Савельича, хотя при этом бу-
дет рисковать и своей жизнью, и счастьем
Маши. Ему не позволяет оставить Савельича
в руках врагов его человеческий долг.
И пусть все поступки Гринева не имеют
большого исторического значения, но Пуш-
кин, делая именно его своим главным героем,
показывает, что эти незаметные, тихие по-
двиги, человеческие поступки важнее собы-
тий государственного масштаба.
Тема такого «незаметного» героизма, «про-
стого величия простых людей» нашла продол-
жение в русской литературе. Таким будет,
например, капитан Тушин в «Войне и мире»
Толстого, таким будет и доктор Дымов из че-
ховской «Попрыгуньи».
«Капитанская дочка» не случайно напи-
сана в форме мемуаров. Это именно воспоми-
нания. Память Гринева в какой-то степени
олицетворяет память народа. И в этой памя-
ти есть место Пугачеву и Екатерине не за то,
что они были историческими личностями,
но за то, что они проявили человеческое ми-
лосердие. Именно человечное достойно назы-
ваться великим.