ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА
А. С. ПУШКИНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Особое значение романа в стихах «Евгений
Онегин» состоит в том, что поэт дал в нем кон-
центрированное описание всех сторон русской
действительности того времени.
«В своей поэме он умел коснуться так мно-
гого, намекнуть о столь многом, что принадле-
жит исключительно к миру русской природы,
к миру русского общества! «Онегина» можно
назвать энциклопедией русской жизни и в
высшей степени народным произведением», —
писал Белинский.
Светский Петербург, Петербург трудо-
вой, патриархально-дворянская Москва, по-
местная деревня, общественная жизнь, част-
ный семейный быт, театры, балы, народные
святочные гаданья, работа крепостных деву-
шек в саду помещичьей усадьбы, кутящая
«золотая молодежь» в модном столичном ре-
сторане, крестьянин, едущий на дровнях по
первому снегу, прекрасные пейзажи разных
времен года — одно перечисление удивляет
охватом, а ведь все это полно и вместе с тем
художественно обрисовано поэтом в его рома-
не. Ничего хоть сколько-нибудь подобного та-
кому широчайшему охвату всех сторон рус-
ской жизни не было еще ни в одном произве-
дении русской литературы до Пушкина.
В образе Евгения Онегина наиболее пол-
но отразились черты, которые являлись от-
личительными для молодежи начала XIX ве-
ка. В светской обстановке лицемерия, невер-
ной дружбы и игры в любовь, где жизнь
«однообразна и пестра, и завтра то же, что
вчера», не могли быть счастливы люди с со-
вестью и острым умом. Разочарование толка-
ет Онегина на бегство в деревню, подальше
от светской суеты, к «уединенным полям,
прохладе сумрачной дубравы, журчанью ти-
хого ручья», но и здесь он не находит дела,
которое увлекло бы его, и очень скоро убеж-
дается в том,
Что и в деревне скука та же,
Хоть нет ни улиц, ни дворцов,
Ни карт, ни балов, ни стихов.
А рядом с Онегиным не менее ярко выпи-
сан образ другого представителя молодежи
начала XIX века — Владимира Ленского.
Пылкий и восторженный романтизм Ленско-
го — явление в своем роде не менее харак-
терное для передовой молодежи пушкинско-
го времени, чем охлаждение и скептицизм
Онегина.
«Возвышенные чувства» и «девственные
мечты» Ленского, его наивная вера в мир со-
вершенства — результат полной оторваннос-
ти от реальной русской действительности,
жить в которой Владимир был совершенно не
приспособлен, за что и поплатился жизнью.
Россия — это не только две столицы,
и поэта не может удовлетворить показ лишь
светского дворянства. Он ведет нас в провин-
цию и рисует широкую панораму российской
помещичьей жизни. Но и это в основном
затхлое болото, как, например, доставшееся
Евгению по наследству родовое гнездо,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Эта затхлая атмосфера ощущается даже
в семье Лариных, которую Пушкин описыва-
182
ет с определенной симпатией. Однако что же
вызывает сочувствие и даже симпатию Пуш-
кина к такой заурядной мелкопоместной дво-
рянской семье? Ответ один: ее патриархаль-
ные порядки и быт тесно связаны с образом
жизни народа.
Сам Пушкин, истинно народный поэт, от-
носится ко всему народному с глубокой лю-
бовью и нежностью. Вот почему семья Лари-
ных, где с благоговением предавались «при-
вычкам милой старины», идеализирована в
романе.
И вместе с тем, оставаясь поэтом-реалис-
том, автор рисует не только лирический сред-
нерусский пейзаж, не только поэтические
картины из крестьянской жизни — гадания
в полночь на женихов, народные песни. Поэт
рассказывает и о других сторонах быта: о де-
вушках, которых заставляют петь песни,
чтобы, не дай бог, при сборе ягод не полако-
мились ими, о жизни старой няни Татьяны,
которая и «не слыхала про любовь» и была
выдана замуж в тринадцать лет. Все это да-
ет нам довольно яркое представление об ис-
тинном положении народа.
В стихах Пушкина ярко проявляется его
привязанность ко всему народному, к русско-
му. Эти чувства Пушкин переносит на Татья-
ну, свой самый любимый женский образ, в
чем неоднократно и сам признается.
Любит он Татьяну Ларину за близость к
простому народу, за русскую душу, за наци-
ональную гордость. Пушкин вывел в образе
Татьяны идеал русской женщины, в которой
«все тихо, просто», женщины с чувствитель-
ной душой и горячим любящим сердцем. Та-
тьяна необычна в дворянской среде, и все же
это типичный .образ, так как она — человек
русский всем своим существом.
Именно это отличает ее от Онегина и Лен-
ского, давая ей большие преимущества перед
ними. У нее и в отчаянии, и в страдальческом
сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть
нечто твердое и незыблемое, на что опирает-
ся ее душа. Это ее воспоминания о детстве,
родных местах, деревенской глуши... И это не
мало... Здесь идет речь о соприкосновении с
родиной, с родным народом.
Пушкин, прослеживая жизненный путь
своей героини, ведет нас во вторую столицу
России, в Москву, на рауты, в салоны вели-
чавых дворцов, к обществу, где порядочным
человеком считался тот,
Кто в двадцать лет был франт илъ хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился.
Конечно, «Евгений Онегин» — это роман-
энциклопедия, где отразились все характер-
ные черты жизни России начала XIX века.
При этом нельзя не вспомнить о X главе про-
изведения, в которой дана широкая панорама
политической жизни страны того времени
и которую Пушкин не смог опубликовать и
даже был вынужден зашифровать по поли-
тическим и цензурным соображениям. Как
можно было напечатать в России стихи, где
с презрением показан и едко высмеян сам го-
сударь-император?
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
Очень важно, что Пушкин поэтически, об-
разно и одновременно четко и крайне пред-
метно показал общественный подъем, новые
веяния, проникающие в российскую действи-
тельность после грозы двенадцатого года.
Пушкин рисует среду декабристов, с которы-
ми близко общался:
Гут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал.
Огромное познавательное значение рома-
на для последующих поколений Белинский
считал основной чертой, которая и обеспечит
роману Пушкина бессмертие: «Пусть идет
время и приводит с собой новые потребности,
новые идеи, пусть растет русское общество
и обгоняет «Онегина», как бы далеко оно ни
ушло, но всегда будет оно любить эту поэму,
всегда будет останавливать на ней исполнен-
ный любви и благодарности взор».
Слова великого критика оказались проро-
ческими.