РОМАН А. С. ПУШКИНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» —
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
РУССКОЙ ЖИЗНИ
Написанный в 20—30-е годы девятнадца-
того века роман «Евгений Онегин» — не
только вершина творчества поэта, но и важ-
нейшее событие в истории русской литера-
туры. Роман стал первым произведением, в
котором автору удалось создать широчай-
шую панораму действительности, раскрыть
важнейшие проблемы своего времени. Востор-
женно о «Евгении Онегине» отозвался зна-
менитый русский критик В. Г. Белинский:
«"Онегин" есть самое задушевное произведе-
ние Пушкина, самое любимое дитя его фан-
тазии, и можно указать слишком на немногие
творения, в которых личность поэта отрази-
лась бы с такою полнотою, светло и ясно, как
отразилась в «Онегине» личность Пушкина.
Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его;
187
здесь его чувства, понятия, идеалы... Не гово-
ря уже об эстетическом достоинстве «Онеги-
на», эта поэма имеет для нас, русских, огром-
ное историческое и общественное значение».
Еще Белинский назвал роман Пушкина
«энциклопедией русской жизни», и с ним
нельзя не согласиться: по произведению мы,
живущие в двадцать первом веке, достаточ-
но полно можем представить себе пушкин-
скую Россию, ее быт, идеалы, нравы, эконо-
мическую и культурную жизнь. Из романа
мы узнаем, что в Россию за «лес и сало» вво-
зились предметы роскоши, а также всевоз-
можные безделушки: «духи в граненом хру-
стале», «пилочки», «щетки тридцати родов»;
что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользо-
вались успехом; что на сцене блистала «по-
лувоздушная» Истомина...
Роман впечатляет широтой охвата дейст-
вительности. В нем изображены и глухая по-
мещичья провинция, и крепостная деревня,
и барская Москва, и светский Петербург. На
этом широком фоне даны автором все пред-
ставители русской нации — от великосвет-
ского денди до крепостной крестьянки. Гео-
графия произведения начинается со столич-
ного Петербурга. С самого утра трудовая
жизнь здесь бьет ключом: «Встает купец,
идет разносчик, на биржу тянется извозчик,
с кувшином охтенка спешит...». Но жизни
трудового народа автор тут же противопос-
тавляет другую жизнь. Эта, другая, не начи-
нается с зарей — утром она только заканчи-
вается: балы, театры, рестораны... Именно
такой уклад жизни в высшем свете, именно
с этого начинает свою взрослую жизнь глав-
ный герой романа Онегин. И тут же автор
высказывает нам свое отношение к хозяевам
жизни, к «цвету столицы»:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы...
С иронией описывает Пушкин качества,
ценившиеся в столичных салонах больше дру-
гих, по которым судили о хороших манерах
и уме человека:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Сам Пушкин принадлежал к высшим
аристократическим кругам, поэтому знал
светскую жизнь прекрасно. Подобно Пушки-
ну, главный герой в романе тратит свои луч-
шие годы на балы, пиры и развлечения, но
так же, как и автору в свое время, Евгению
скоро такое времяпрепровождение начинает
надоедать. Главный герой начинает пони-
мать, что эта жизнь пуста, что за «внешней
мишурой» ничего нет.
Не обходит вниманием автор и провинци-
альное общество, быт которого — карикату-
ра на высший свет. Глухость, ограничен-
ность, узость интересов характерны для этих
«поместных владетелей». Их разговоры не
идут дальше сенокоса, вина, псарни. Книги
для помещиков — «пустые игрушки», кото-
рым не стоит придавать значения. Поколе-
ние сменяется поколением, но в быту и нра-
вах поместных дворян ничего не меняется.
Они твердо придерживаются «привычек ми-
лой старины» и чудаком называют всякого,
кто чем-то не похож на них. Во сне Татьяны
Пушкин представляет этих людей в обра-
зах чудовищ. И это не случайно: автор по-
казывает, что оскудевшие умом и опустив-
шиеся помещики мало чем отличаются от
животных.
Иронизирует Пушкин и над образовани-
ем, которое получали дворянские дети: «Мы
все учились понемногу чему-нибудь и как-
нибудь...». Учиться за границей и владеть
иностранным языком дворяне считают вер-
хом образованности, в то время как знание
родного языка, русского, не считается обяза-
тельным: Татьяна пишет возлюбленному
письмо на французском языке, так как «она
по-русски плохо .знала, журналов наших не
читала и выражалася с трудом на языке сво-
ем родном».
Московское дворянство, по мнению Пуш-
кина, сродни провинциальному, оно погрязло
в сплетнях, клевете, лености и сытости:
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум...
188
Показывает Пушкин и угнетенность, бес-
правное положение крестьян в крепостной
России. Мать Татьяны так же запросто, как
ходила в баню и солила грибы, с жестокос-
тью избивала служанок, отдавала в солдаты
подвластных ей крестьян. А когда посылала
дворовых девушек собирать ягоды, велела
им петь — рты у них были заняты, и есть
ягоды они не могли. А горькая судьба старой
няни Татьяны — разве не еще один пример
жестокости и бездушия: против ее воли де-
вочку в тринадцать лет выдали замуж!
Роман дочитан. Такое впечатление, что
объехал всю Россию начала девятнадцатого
века, что увидел все собственными глазами:
посещал петербургские салоны, участвовал в
светских беседах, пил чай с вареньем у Ла-
риных, любовался грустными глазами Татья-
ны, видел ее смущенную улыбку... Не это ли
самая высокая оценка авторскому мастерст-
ву? Еще раз хочу вспомнить Белинского, ко-
торый писал: «Пусть идет время и приводит
с собой новые потребности, пусть растет рус-
ское общество и обгоняет «Онегина»: как бы
далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить
эту поэму, всегда будет останавливать на ней
исполненный любви и благодарности взор...».