ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
является едва ли не величайшим произведе-
нием первой половины девятнадцатого века.
Этот роман — одно из самых любимых и в то
же время сложнейших произведений рус-
ской литературы. Его действие разворачива-
ется в 20-е годы XIX века. В центре внима-
ния — быт столичного дворянства эпохи ду-
ховных исканий передовой дворянской ин-
теллигенции.
Главный герой, по имени которого и на-
зван роман, — Евгений Онегин. Это молодой
столичный аристократ, получивший типич-
ное светское воспитание. Онегин родился в
богатой, но разорившейся дворянской семье.
Его детство прошло в отрыве от всего русско-
го, национального. Его воспитывал француз-
гувернер, который,
...чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил».
Таким образом, воспитание и образование
Онегина были достаточно поверхностными.
Но пушкинский герой все же получил тот
минимум знаний, который считался обяза-
тельным в дворянской среде. Он «знал до-
вольно по-латыне, чтоб эпиграфы разбирать»,
помнил «дней минувших анекдоты от Ромула
до наших дней», имел представление о поли-
тэкономии Адама Смита. В глазах общества он
был блестящим представителем молодежи
своего времени, и все это благодаря безупреч-
ному французскому языку, изящным мане-
рам, остроумию и искусству поддерживать
разговор. Он вел типичный для молодежи то-
го времени образ жизни: посещал балы, теат-
ры, рестораны. Богатство, роскошь, наслажде-
ние жизнью, успех в свете и у женщин — вот
что привлекало главного героя романа.
Но светские развлечения ужасно надоели
Онегину, который уже «давно зевал средь
модных и старинных зал». Ему скучно и на
балах, и в театре: «...Отворотился — и зев-
нул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты
долго я терпел, но и Дидло мне надоел"». Это
и неудивительно — на светскую жизнь у ге-
роя романа ушло около восьми лет. Но он был
умен и стоял значительно выше типичных
представителей светского общества. Поэтому
со временем Онегин почувствовал отвраще-
ние к пустой праздной жизни. «Резкий, ох-
лажденный ум» и пресыщение удовольствия-
ми заставили Онегина разочароваться, «рус-
ская хандра им овладела».
«Томясь душевной пустотой», этот моло-
дой человек впал в депрессию. Он пробует
202
искать смысл жизни в какой-либо деятель-
ности. Первой такой попыткой была литера-
турная работа, но «ничего не вышло из пера
его», так как система воспитания не научила
его работать («труд упорный ему был тошен»).
Онегин «читал, читал, а все без толку».
На этом, правда, наш герой не останавли-
вается. В своем имении он делает еще одну
попытку практической деятельности: заме-
няет барщину (обязательную работу на по-
мещичьем поле) оброком (денежным нало-
гом). В результате жизнь крепостных крес-
тьян становится более легкой. Но, проведя
одну реформу, и ту от скуки, «чтоб только
время проводить», Онегин снова погружается
в хандру. Это дает В. Г. Белинскому основа-
ние написать: «Бездеятельность и пошлость
жизни душат его, он даже не знает, что ему
надо, что ему хочется, но он... очень хорошо
знает, что ему не надо, что ему не хочется
того, чем так довольна, так счастлива само-
любивая посредственность».
Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был
чужд предрассудков света. Их можно было
преодолеть только соприкосновением с реаль-
ной жизнью. Пушкин показывает в романе
противоречия в мышлении и поведении Онеги-
на, борьбу «старого» и «нового» в его сознании,
сопоставляя его с другими героями романа:
Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.
Особенно ярко раскрывается сложность
и противоречивость характера пушкинского
героя в его взаимоотношениях с Татьяной,
дочерью провинциального помещика Ларина.
В новом соседе девушка увидела тот иде-
ал, который давно уже сложился у нее под
влиянием книг. Скучающий, разочарованный
дворянин ей кажется романтическим героем,
он не похож на других помещиков. «Весь вну-
тренний мир Татьяны заключался в жажде
любви», — пишет В. Г. Белинский о состоянии
девушки, предоставленной целыми днями сво-
им тайным мечтаниям:
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа жд&ла... кого-нибудь
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!
В душе Онегина проснулось все лучшее,
чистое, светлое:
Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.
Но Евгений Онегин не принимает любви
Татьяны, объясняя это тем, что он «не создан
для блаженства», то есть для семейной жизни.
Безразличие к жизни, пассивность, «желание
покоя», внутренняя опустошенность подавили
искренние чувства. Впоследствии он будет на-
казан за свою ошибку одиночеством.
В пушкинском герое есть такое качество,
как «души прямое благородство». Он искренне
привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский
выделялись из своей среды высоким интел-
лектом и пренебрежительным отношением к
прозаическому быту соседей-помещиков. Од-
нако они были совершенно противоположными
по характеру людьми. Один был холодным ра-
зочарованным скептиком, другой — востор-
женным романтиком, идеалистом.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень...
Онегин вообще не любит людей, не верит
в их доброту и сам губит друга, убивая его на
ДУЭЛИ.
В образе Онегина Александр Сергеевич
Пушкин правдиво изобразил умного дворяни-
на, стоящего выше светского общества, но не
имеющего цели в жизни. Жить, как другие
дворяне, он не хочет, жить иначе не может.
Поэтому разочарование и тоска становятся его
постоянными спутниками.
А. С. Пушкин критически относится к
своему герою. Он видит и беду, и вину Оне-
гина. Поэт обвиняет не только своего героя,
но и общество, которое формировало таких
людей. Онегина нельзя считать исключением
среди дворянской молодежи, это типичный
характер для 20-х годов XIX века.