«ПОКЛОННИК СЛАВЫ
И СВОБОДЫ»
Отчужденность Онегина от поместного
дворянства, жизненный кругозор которого
ограничен мыслями о «сенокосе, о вине, о
псарне, о своей родне», привела его к полно-
му отшельничеству в «господском доме уеди-
ненном». Появление в соседнем поместье мо-
лодого, образованного, наделенного романти-
ческим мироощущением поэта Владимира
Ленского нарушило одиночество Онегина.
«В пустыне, где один Евгений мог оценить его
дары», Ленский, естественно, «с Онегиным
мечтал сердечно знакомство поскорее свесть».
Что же представлял собой юный поэт, что от-
личало его от той бездуховной социальной
среды, к которой он принадлежал:
208
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
«Он сердцем милый был невежда», вдохно-
венно стремился познать тайну мироздания,
смысл жизни, свято верил в незыблемую жерт-
венность настоящей мужской дружбы, освя-
щенной общностью высоких идеалов, в то,
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами
Когда-нибудь нас озарит
И мир блаженством одарит.
Эти строки перекликаются с проникно-
венными стихами А. С. Пушкина, посвящен-
ными лицейскому братству, с вольнолюбивой
лирикой поэта. Энтузиазм, обостренное чув-
ство справедливости, вера в возможность со-
вершенства мира и страстное желание при-
близить его, высокие идеалы добра, гармо-
нии, самопожертвования сближают его с
декабристами.
Общественные идеалы Ленского неопре-
деленные, абстрактные и как всякие идеалы,
возможно, недостижимы, но искреннее стрем-
ление юноши к добру, справедливому устрой-
ству жизни, неприятие зла, убежденность в
своем высоком предназначении не могут не
вызывать сочувствия, симпатии:
Негодованье, сожаленье >
Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нем рано волновали кровь.
Воспитанный на немецкой романтической
поэзии, Ленский воспевал высокие чувства
людей, искренность и чистоту душевных по-
рывов утонченной натуры, вольнолюбивые
настроения проникнутой юношеским макси-
мализмом свободной личности. Поэт видит
жизнь такой, какой хочет ее видеть, воспри-
нимает все в розовом свете, романтическое
мироощущение наполняет оптимизмом и эн-
тузиазмом его творчество:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты.
В то же время поэзия его оторвана от ре-
альной жизни, воспеваемые чувства, пере-
живания чрезмерно преувеличены, искусст-
венно драматизированы:
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль
И романтические розы;
Он пел те дальние страны,
Где долго в лоне тишины
Лились его живые слезы...
Трудно представить себе более противо-
положных друг другу людей: Онегин — разо-
чарованный, уставший и душевно опустошен-
ный «страдающий эгоист», Ленский — роман-
тически восторженный, с большим запасом
нерастраченных душевных сил, «сердцем ми-
лый... невежда», исполненный энтузиазма
альтруист.
Объединяет их образованность, знание
мировой философии, истории, возвышающее
над провинциальным дворянством, оторван-
ность от национальной почвы, реальной жиз-
ни народа.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разногпой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились...
Онегин «слушал Ленского с улыбкой» уму-
дренного жизнью человека:
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.
Ленский убежден в возможности переус-
тройства мира, верит в высокое призвание
человека, в высшую цель его жизни — слу-
жение отечеству, идеалам добра, благородст-
ва, справедливости. Он искренне, самозаб-
венно предается своим утопиям, столь же ис-
кренне отдается чувству первой любви:
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа, поэта
Еще любить осуждена.
Владимир идеализирует свою избранни-
цу, раскрывая перед нею душу, посвящая ей
209
свое вдохновение, жар нерастраченых ду-
шевных порывов. Ольгина поверхностность,
кокетливость, жеманность воспринимаются им
как непосредственность в выражении подлин-
ного чувства, искренность и, глубина в любви.
Автор мягко, сочувственно, уважая высокий
накал души Ленского, иронизирует над несо-
ответствием предмета его любви бурным ее
проявлениям:
...блажен любовник скромный,
Читающий мечты свои
Предмету песен и любви,
Красавице приятно-томной!
Блажен... хоть, может быть, она
Совсем иным развлечена.
Онегин беспощадно обнажает бездухов-
ность, посредственность возлюбленной поэта,
причем даже безупречная внешность Ольги
сквозь призму максималистского восприятия
представляется заурядной. Не одухотворен-
ное насыщенной душевной жизнью лицо
Ольги выглядит непривлекательным, лишен-
ным обаяния, когда его сравнивают с выра-
жающим сложный процесс самосознания ли-
цом Татьяны:
..Я выбрал бы другую
Когда б я был, как ты, поэт,.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точъ-в-точъ в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Как истинный влюбленный, Ленский не
в состоянии критически взглянуть на воз-
любленную и сухо, внутренне протестуя, ре-
агирует на объективный взгляд Онегина. Ев-
гений знал жизнь во всех ее проявлениях
и не мог обмануться в существовании под-
линного чувства там, где его нет. Ленский же
бросается в омут любви безоглядно, со всем
жаром нерастраченных душевных сил: «Он
забавлял мечтою сладкой сомненья сердца
своего». Дальнейшее развитие событий под-
твердило реальность оценки жизненных со-
бытий Онегиным.
После гибели Ленского его невеста недол-
го горевала об утрате, вскоре она «с улыбкой
легкой на устах» вышла замуж за заезжего
улана.
А. С. Пушкин сожалеет о гибели «поклон-
ника славы и свободы», о том, что мечты ге-
роя облагодетельствовать человечество обер-
нулись столь нелепой, бессмысленной смер-
тью. Однако Пушкин показывает, что рас-
плывчатость идеалов Ленского, жажда самопо-
жертвования, славы, всеобщего благоденствия
без осознания реальных путей достижения
желаемого неизбежно влекли его к гибели.
Как же представляет поэт будущее героя,
если бы трагическое стечение обстоятельств
не привело его к печальному, достойному, но
бесславному финалу?
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла...
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился...
Возможно, Ленский превратился бы в
обыкновенного помещика, одного из тех, кого
он так искренне и заслуженно презирал в пору
духовного созревания. Автор оставляет этот
вопрос без ответа, убежденный лишь в не-
своевременности жертвенности столь разви-
той, гармоничной личности, как несвоевре-
менно и геро,ично было самотверженное вы-
ступление декабристов.