СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ОБРАЗОВ
ЧАЦКОГО И ОНЕГИНА
После победы России в Отечественной
войне 1812 года, во время которой русская
нация пережила необыкновенный подъем па-
триотического самосознания, единения всех
слоев народа под знаменем освобождения
Родины, в стране наступил период реакции.
Россия превратилась в жандарма Европы, а
вольнолюбивые настроения передовой части
русского дворянства игнорировались самодер-
жавием. Страна разделилась на два противо-
борствующих лагеря: реакционеров-крепост-
ников и демократической интеллигенции, го-
товившей революционный государственный
переворот. Была и третья общественная груп-
па в дворянской среде, которая не вступала
в тайные общества, но политический строй в
России воспринимала критически. В бес-
смертной комедии «Горе от ума» и в «Евгении
Онегине» в образах главных героев воплоти-
лись различные движения в дворянском со-
словии первой четверти XIX века.
Чацкий и Онегин — ровесники, предста-
вители столичной аристократии. Это моло-
220
дые, энергичные, образованные люди. Оба
они стоят выше своей социальной среды, по-
тому что умны и рассудительны и видят всю
пустоту и никчемность светского общества.
Чацкий гневно клеймит тех людей, которые
являются столпами дворянского общества:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Онегину тоже «наскучил света шум», его
праздность, суета, бездуховность. Он испыты-
вает жестокое разочарование от бесцельного
прожигания жизни и, «условий света свергнув
бремя», отправляется в свое имение.
Оба героя достаточно образованны: Чац-
кий «славно пишет, переводит», Онегин «чи-
тал Адама Смита», «знал довольно по-латы-
не». Безусловно, это люди одного круга, уров-
ня развития, критически воспринимающие
действительность, мучительно ищущие свой
путь в жизни. Я уверена, что они были бы
интересными собеседниками друг для друга,
встретившись где-нибудь на балу в Москве.
Я уже как бы вижу, как они отпускают кол-
кие, критически остроумные замечания в ад-
рес важных, с сановным видом проходящих
почтенных гостей. «Пустейший человек,
из самых бестолковых», — отозвался бы Чац-
кий о самом надутом, преисполненном напу-
скного самоуважения государственном чинов-
нике, а Онегин бы со «страждущей спесью»
в лице непременно согласился бы с ним.
Но на этом, на мой взгляд, сходство героев
заканчивается.
Их объединяет лишь одинаковое общест-
венное положение и критическое восприятие
действительности, презрение к «свету пусто-
му». Но Чацкий человек социально-активный,
деятельный, истинный патриот. Он искренне
хочет служить своему отечеству, применить
свои знания во благо народа, труд для него не
является тяжелым бременем, в просвещении
он видит источник прогресса.
Онегин же, «условий света свергнув бре-
мя», не находит никакого применения своим
знаниям потому, что «труд упорный ему был
тошен». У него нет никаких идеалов, и мысль
посвятить свою жизнь кому-то или чему-то
никогда не посещает его. Страдая от осозна-
ния бессмысленности светского образа жиз-
ни, от своей отчужденности, Онегин не ищет
применения своим способностям. Ему даже
в голову не приходит заняться созидатель-
ной работой.
Чацкий своим имением «управлял оплош-
но», то есть хорошо относился к крестьянам.
Он всей душой возмущен подневольным по-
ложением крепостных. Чацкий сознательно
отпускает на волю своих крепостных, под-
тверждая, что его общественные взгляды не
расходятся с практикой.
Онегин же совершенно безразличен к
судьбе своих крестьян, «чтоб только время
проводить», «ярем он барщины старинной об-
роком легким заменил; и раб судьбу благосло-
вил». Вся его реформаторская деятельность
на этом закончилась. Онегин озабочен только
своим душевным покоем, положение крестьян
он облегчил постольку, поскольку считал это
прогрессивным, созвучным времени и прочи-
танным книгам.
Столь же различны герои и в главном —
в любви. Чацкий искренне любит Софью, он
верит в жизнь, в высокие идеалы. Конечно, он
идеализирует свою возлюбленную, и столкно-
вение действительности с идеалом жестоко
ранит его. Гордость его уязвлена, разочарова-
ние — болезненно. Сколько боли и горечи,
уязвленного самолюбия и гневного упрека
звучит в его последнем монологе! Но Чацкий
не сломлен, не побежден. Он сознает, что Со-
фья — порождение того общества, пороки ко-
торого он с гневом обличает. Чацкий пережи-
вает эту жизненную драму болезненно, как
человек с чистым, большим сердцем, но это —
не драма всей его жизни. Чацкий — личность
социально-активная, он полон светлых идей
преобразования общества, впереди у него —
насыщенная трудом и борьбой жизнь. Мне
кажется, он примкнет к декабристам.
Душа Онегина опустбшена обилием мел-
ких страстей, победных романов. Он не спо-
собен на большое чувство. Евгений достаточ-
но чуткий и благородный, но он настолько
эгоистичный, что отрекается от настоящей
любви, которая могла бы придать его жизни
высокий смысл и душевную гармонию. Но
отказавшись от любви, Онегин обрек себя на
полное одиночество. Критическое отношение
к действительности, незаурядный ум при от-
сутствии четких общественных идеалов, не-
избежно влекут к жизненной трагедии.
221
Запоздалая, невостребованная любовь Оне-
гина — символ жизненного краха.
В образах Чацкого и Онегина воплощены
два направления в общественной жизни дво-
рянства начала XIX века: сознательный, ак-
тивный протест против несправедливого об-
щественного строя и пассивное неприятие ус-
таревших социальных порядков, мучительный
поиск гармонии в себе самом, путь в никуда.