ОБРАЗ ТАТЬЯНЫ
В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
(вариант 1)
Образ Татьяны — один из самых плени-
тельных и глубоких в истории русской лите-
ратуры. Татьяна открывает галерею портре-
тов прекрасных женщин с истинно русским
характером. Она — духовный предшественник
поэтичных, самобытных, самоотверженных
«тургеневских женщин». А.С.Пушкин вло-
жил в этот образ свои представления о жен-
ской добродетели, духовности, внутренней
красоте, и как мифический Пигмалион в Гала-
тею, искренне влюбился в свою героиню:
Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою.
Столь же искренне он сопереживает ду-
шевному беспокойству, тревогам и разочаро-
ваниям своего любимого создания:
Татьяна, милая Татьяна!
С.тобой теперь я слезы лью...
Чем же привлекателен этот образ, не на-
вязывает ли автор свое субъективное востор-
женное отношение к героине?
Поэт не идеализирует героиню, не рисует
образ совершенной, классической красоты
популярных романов:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Больше внешность Татьяны в романе не
описывается, но зато очень подробно А. С. Пуш-
кин воссоздает особенности ее характера, пове-
дения:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
С детства Татьяну отличали задумчи-
вость, созерцательность, серьезность, мечта-
тельность, отрешенность от ребяческих игр
и забав, увлекали ее завораживающей по-
эзией наивные и загадочные рассказы няни
(«...страшные рассказы зимою в темноте но-
чей пленяли больше сердце ей»), романтичес-
кие песни дворовых девушек, чудесные кар-
тины природы («Она любила на балконе пре-
дугадать зари восход...»), сентиментальные
романы иностранных писателей о любовных
переживаниях героев {«Ей рано нравились
романы; они ей заменяли все...»). Девушка
живет в органической связи с миром природы
и народным миром, то есть жизнью естест-
венной и гармоничной, черпая душевную си-
лу в стихии природы и народном творчестве.
Татьяна (русская душою,
Сама, не зная почему)
229
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.
В этих строках подчеркнута органическая
общность русской души и среднерусской при-
роды, неразрывная связь «мглы крещенских
вечеров» с «преданиями простонародной ста-
рины» — короткие зимние дни и отсутствие
крестьянской страды способствовали обще-
нию в долгие темные вечера, гаданию, расска-
зыванию под звук прялки передающихся из
поколения в поколение загадочных историй,
выражающих священный трепет перед гроз-
ным и таинственным миром.
И вот эта одухотворенная, погруженная
в свой внутренний мир, тонко чувствующая
девушка (тип характера, который современные
психологи называют «интровертом») встречает
блестящего молодого человека, столь непохо-
жего на окружающих ее людей — образован-
ного, загадочного, отрешенного от бытовых
хлопот, со следами высоких переживаний и ра-
зочарований — и, разумеется, влюбляется без
памяти со всей страстностью самососредото-
ченной натуры:
Яора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой,..
Теперь все ее мысли, «.„и дни и ночи, и
жаркий одинокий сон, все полно им...»
Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем,
Пьет обольстительный обман!
...Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов...
Как точно и тонко передает поэт смятение
неопытной души, и жар ее тайных помыслов,
и надежду на взаимность, и смущение, и
стыд, и отчаяние! Только эта кристальной
чистоты и беспредельной честности, с убеж-
денностью в святости традиционных народ-
ных представлений о девичьей чести и пра-
вилах приличия и в то же время жаждущая
облагораживающих жизнь высоких чувств
девушка могла написать столь искреннее,
одновременно и сумбурное, и гармоничное,
прекрасно выражающее и глубину любви, и
бездну противоречивых мыслей, чувств, со-
мнений письмо. Поразительно трогательно пе-
редана поэтом глубина переживаний, каждое
слово кажется единственно верным выраже-
нием малейшего движения души, идет от
сердца автора к сердцу читателя:
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан Богом,
До гроба ты хранитель мой...
Избранник Татьяны, высоко оценив «ду-
ши доверчивой признанья», ее искренность и
чистоту, не ответил ей взаимностью, и «увы,
Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и мол-
чит...» Убийство Онегиным на дуэли по пус-
тяшчному поводу жениха сестры, посещение
покинутого хозяином дома возлюбленного,
осмотр его библиотеки, хоть «и в одиночестве
жестоком сильнее страсть ее горит», застави-
ли Татьяну более критически, объективно
взглянуть на избранника своего сердца.
Она мучительно ищет ответа на вопрос:
что же такое Евгений Онегин? — и ее нели-
цеприятные предположения свидетельству-
ют о духовном становлении, взрослости де-
вушки, гармонии души и разума. Татьяну
выдают замуж за генерала, и героиня пас-
сивно, безвольно повторяет жизненный путь
своей матери, няни, исполняя свой христиан-
ский, дочерний, женский долг.
Став блестящей светской дамой, Татья-
на вдруг возбуждает мучительное чувство
почти безнадежной любви у Онегина, еще
более разочаровавшегося в жизни, устав-
шего «притворным хладом вооружать и речь
и взор...» Онегин пишет ей письмо, не усту-
пающее по накалу чувств и кричащей ис-
кренности письму Татьяны к нему. Молодая
женщина глубоко тронута, хоть и упрекает
Онегина в неестественности, несвоевремен-
ности его чувства. С горечью и умилением
вспоминает она свою первую любовь, как
самое светлое и значительное, что у нее бы-
ло в жизни:
А счастье было так возможно,
Так близко!..
Но судьба моя
Уж решена...
230
Татьяна столь же искренне, как в юнос-
ти, признается Онегину в любви, но столь же
неискренне, как и искренне, отвергает его
любовь:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Что же мешает героине, пробудившей на-
конец ответное чувство у своего возлюблен-
ного, обрести счастье, исполнить заветную
мечту, осуществить то, к чему стремиться ее
сердце?
Конечно же, не боязнь обывательского
осуждения света — ведь Татьяна признается,
что готова отдать «всю эту ветошь маскарада,
весь этот блеск, и шум, и чад» за уединенную
жизнь в глуши, где когда-то встретила боль-
шую любовь. Татьяна живет не только серд-
цем, но и душою, и не может предать челове-
ка, который верит ей и любит ее. Долг, честь,
добродетель для нее выше личного счастья,
которое сейчас можно построить только на
несчастье близкого человека.
Этот исход продиктован верой героини
в святость устоев народной морали, освящен-
ной веками, которую она чтила с детства.
Поступок Татьяны выражает и взгляд поэта
на призвание, идеал настоящей русской жен-
щины: самоотверженной, преданной, верной.