РУССКАЯ ДУША
ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ
(по роману А. С. Пушкина
«Евгений Онегин»)
Время в своем необратимом течении уно-
сит все в историю. Но остается искусство.
С портретов и миниатюр кисти О. Кипренско-
го и В. Боровикова, В. Тропинина и К. Брюл-
лова беззащитно, задумчиво и нежно смотрят
на нас глаза их современниц. Неповторимые
судьбы, сбывшиеся и неосуществленные меч-
ты, надежды...
И как важно, что остался Пушкин! Оста-
лась с нами его незабвенная Татьяна Ларина,
так просто и естественно занявшая ведущее
место в галерее женских образов русской ли-
тературы девятнадцатого века.
Собственно, кто был у нас в литературе
до Татьяны? Людмила из «Руслана и Людми-
лы»? Мария из «Бахчисарайского фонтана»?
Светлана из одноименной баллады Жуков-
ского? Лиза из повести Карамзина?
Все эти героини, обладающие, несомнен-
но, массой индивидуальных достоинств, на-
чала русскому национальному женскому ти-
пу не дали. А Татьяна сделала это.
Чем же интересен образ героини романа
«Евгений Онегин»?
Прежде всего — своими глубокими наци-
ональными корнями, своей русской основой.
Татьяна пользуется успехом в московском
и петербургском обществе. Кажется, есть по-
вод для гордости и радости. Первая среди
знатных дам! Но блеск светского общества
оставляет Татьяну равнодушной.
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
235
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...
В этом признании из финального диалога
героини с Онегиным — вся она, Татьяна.
И здесь все, что связывает с нею автора, все,
за что Пушкин любит ее. Ни в одной из знако-
мых женщин не чувствовал поэт этой внут-
ренней силы, самобытности, простоты, потому
и создал «милый идеал».
Не случайно М. Цветаева в книге «Мой
Пушкин» обращает внимание на треуголь-
ник — Пушкин, Татьяна, няня Пушкина.
Арина Родионовна всю жизнь была для поэта
непревзойденным образцом истинно русской
женщины. Она, скорее всего, стала прототи-
пом няни Татьяны. Сама же Татьяна Ларина,
придуманная поэтом, стала любимой герои-
ней, олицетворением его Музы.
Только влюбленностью поэта можно объяс-
нить, почему так неторопливо рисует он карти-
ны ее детства, юности, стремясь передать осо-
бенности характера, показать его в развитии.
Любимая женщина — всегда тайна, и
Пушкин стремится постигнуть тайну Татья-
ны, приглашая читателя, доверяя ему свое
самое дорогое. Вот Татьяна безмятежно жи-
вет в родительском доме. Она читает, мечта-
ет в одиночестве, беседует по ночам с няней.
Поэт рисует исключительно тонкий психоло-
гический портрет героини:
Итак, она звалась Татьяной,
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Ни привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой,
А кругом — русская природа, мир дерев-
ни, столь милый сердцу самого Пушкина.
И юное девичье сердце, пробуждаясь, жадно
впитывает звуки, краски и запахи родных
мест. Все в Татьяне ново, даже имя:
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И хорошо, что Татьяна не похожа ни на
кого. Именно это позволяет ей вначале почув-
ствовать, а потом понять Онегина. Его «урок»
в саду, последовавший за ее письмом, пошел
ей на пользу. Пусть Онегин знает о жизни все,
а Татьяна ничего, зато она сильнее его, силь-
нее нравственно, потому что близка к своим
истокам, то есть «русская душою».
Этого-то как раз и лишен герой. В конеч-
ном счете именно это объясняет развязку ро-
мана. Счастлива ли Татьяна, выгодно (только
не для себя!) выйдя замуж и заняв достойное
место в обществе? Естественно, нет. Ее чис-
тота, красота, высокая нравственная сила —
все это чуждо окружающему ее миру, где
ценится совсем иное.
Вот почему она искренна с Онегиным. Она
чувствует в нем родственную душу. Ведь она
действительно любит его и никому, кроме не-
го, в этом не призналась бы.
Думается, пушкинская героиня во многом
повлияла на героинь Тургенева, Гончарова,
Некрасова, Льва Толстого... Став «родоначаль-
ницей» женского национального типа в нашей
литературе, столь неповторимого и яркого, ге-
роиня романа «Евгений Онегин» своим пре-
красным обликом, богатым внутренним миром
оказывает серьезное воздействие и на совре-
менное поколение.
И среди нас гораздо больше легкомыс-
ленных, похожих на Ольгу. Но подлинное
уважение всегда вызывают такие прекрас-
ные душой женщины, как Татьяна Ларина