ТАТЬЯНА ЛАРИНА —
ПРЕКРАСНЫЙ ОБРАЗ
РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ
В. Г. Белинский назвал «Евгения Онеги-
на» «энциклопедией русской жизни», так как
в этом произведении отразилась вся Россия
той эпохи.
В центре внимания поэта — жизнь, быт,
нравы, поступки молодого человека, Евгения
Онегина. Он является первым литературным
236
героем, открывающим галерею так называе-
мых «лишних людей». Он образован, умен,
благороден, честен, но светская жизнь в Пе-
тербурге убила в нем все чувства, стремле-
ния, желания. Он «до времени созрел», стал
молодым стариком. Ему неинтересно жить.
В этом образе Пушкин показал болезнь ве-
ка — «хандру». Онегин действительно тяже-
ло болен социальной болезнью своего време-
ни. Даже искреннее чувство, любовь не спо-
собно воскресить его душу.
Образ Татьяны Лариной противопостав-
лен образу Онегина. Впервые в русской ли-
тературе женский характер противопостав-
лен мужскому; более того, женский характер
оказывается сильнее и возвышеннее муж-
ского. Пушкин с большой теплотой рисует
образ Татьяны, воплощая в ней лучшие чер-
ты русской женщины. Автор в своем романе
хотел показать обыкновенную русскую де-
вушку. Он подчеркивает отсутствие в Татья-
не необычайных, из ряда вон выходящих
черт. Но в то же время героиня удивительно
поэтична и привлекательна. Не случайно
Пушкин дает ей простонародное имя Татья-
на. Этим он подчеркивает простоту девушки,
ее близость народу.
Татьяна воспитывается в усадебном по-
местье в семье Лариных, верной «привычкам
милой старины». Характер девушки форми-
руется под влиянием няни, прототипом кото-
рой послужила чудесная Арина Родионовна.
Татьяна росла одинокой, неласковой девоч-
кой. Она не любила играть с подругами, бы-
ла погружена в свои чувства и переживания.
Рано пыталась понять окружающий мир, но
у старших не находила ответы на свои во-
просы. И тогда она обращалась к книгам, ко-
торым верила безраздельно:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Окружающая жизнь мало радовала ее
требовательную душу. В книгах Татьяна ви-
дела интересных людей, которых мечтала
встретить в своей жизни. Общаясь с дворо-
выми девушками и слушая рассказы няни,
Татьяна знакомится с народной поэзией,
проникается любовью к ней. Близость к на-
роду, к природе развивает в девушке лучшие
нравственные качества: душевную откры-
тость, искренность, безыскусность. Татьяна
умна, своеобразна, самобытна. Она одарена
от природы:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Умом, своеобразием натуры она выделя-
ется среди помещичьей среды и светского
общества. Она понимает пошлость, празд-
ность, пустоту жизни деревенского общества
и мечтает о человеке, который внес бы в ее
жизнь высокое содержание, был бы похож на
героев ее любимых романов. Таковым ей по-
казался Онегин — светский молодой человек,
приехавший из Петербурга, умный и благо-
родный. Татьяна со всей искренностью и
простотой влюбляется в него: «...Все полно
им; все деве милой без умолку волшебной
силой твердит о нем». Она решается напи-
сать своему избраннику письмо с признани-
ем. Резкий отказ Евгения является полной
неожиданностью для девушки. Татьяна пе-
рестает понимать Онегина и его поступки.
Она в безнадежном положении: не может
разлюбить Онегина и в то же время убежде-
на, что он не достоин ее любви. Онегин не по-
нял всей силы ее чувства, не разгадал ее на-
туры, так как выше всего ценил «вольность
и покой», был эгоистом и себялюбцем.
Любовь приносит Татьяне одни страда-
ния, но ее нравственные правила тверды и
постоянны. В Петербурге она обретает всеоб-
щее уважение в высшем свете. За это время
она сильно меняется. «Равнодушною княги-
ней, неприступною богиней роскошной, цар-
ственной Невы» рисует ее Пушкин в послед-
ней главе. Но все равно она прелестна. Оче-
видно, эта прелесть была не в ее внешней
красоте, а в душевном благородстве, просто-
те, уме, богатстве душевного содержания. Но
она по-прежнему одинока. И здесь Татьяна
не находит того, к чему стремилась ее возвы-
шенная душа. Свое отношение к светской
жизни она выражает в словах, обращенных
к Онегину, вернувшемуся после скитаний по
России в столицу:
...Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
237
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...
В сцене последнего свидания Татьяны
с Онегиным еще глубже раскрываются ее ду-
шевные качества: нравственная безупреч-
ность, решительность, правдивость. Она от-
вергает любовь Онегина, помня, что в основе
его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм.
Главные черты характера Татьяны — силь-
но развитое чувство долга, которое берет верх
над другими чувствами, и душевное благород-
ство. Это и делает ее душевный облик таким
привлекательным. Татьяна Ларина открывает
собой галерею образов русской женщины, нрав-
ственно безупречных, ищущих и прекрасных.