ТАТЬЯНА И ОНЕГИН
В ПОИСКАХ СМЫСЛА ЖИЗНИ
(по роману А. С. Пушкина
«Евгений Онегин»)
На многие размышления наводит нас ро-
ман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Напи-
сано было это произведение более 150 лет на-
зад, но оно до сих пор волнует нас. В нем
мы находим ответы на многие вопросы, кото-
рые возникают и в нашей жизни. Прежде
всего меня заинтересовали сложности поис-
ка смысла жизни, проблемы взаимоотноше-
ний главных героев романа.
В своей жизни мы встречаем разных лю-
дей. Одни обладают силой воли, верны своим
убеждениям, другие не сразу прозревают
в жизни, делают ошибки. Но все они пыта-
ются найти некий высший смысл в своем су-
ществовании.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Оне-
гин» — один из первых социальных романов
русской литературы. В нем рассматривается
проблема взаимоотношения личности и об-
щества. Идея изменения общества через
нравственное усовершенствование человека
наряду с идеей несовершенства современно-
го Пуищину состояния общественного разви-
тия лежит в основе крупнейшего его произ-
ведения.
Наиболее ярко эта идея выразилась в
сопоставлении Онегина и Татьяны. Они
сильные личности. Оба чувствуют себя чу-
жими в холодной и праздной суете тогдаш-
ней жизни. Оба способны любить и стра-
дать. Они достаточно умны, чтобы понять
пустоту светской жизни, и поэтому оба от-
вергают ее.
Но тем не менее это очень разные люди.
Противоположность характеров Онегина и
Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень
рано испытал на себе влияние «света» с его
бесплодной, пустой суетой. Онегин дает ха-
рактеристику себе строже, чем кто-либо дру-
гой. Он признается в корысти:
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
'(Когда же черт возьмет тебя!»
Онегин был нетерпим не только к дяде.
Ему было дико в обществе Лариных, где ве-
лись разговоры лишь о псарне, вине, родне.
«Мод воспитанник примерный», опасаясь «су--
дей решительных и строгих», он ушел в оди-
ночество. Этим объясняется его безучастность,
умение «с ученым видом знатока хранить мол-
чанье в важном споре».
Я Онегина не осуждаю за это. Вращаясь
в высшем свете, ему необходимо было следо-
вать тем обычаям и правилам, которые там
были приняты. Мне нравится Онегин тем, что
он не любил расплываться в мечтах, больше
чувствовал, нежели говорил, и не всякому от-
крывался. Я рад, что и сам Пушкин лестно от-
зывался о своем герое.
246
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Онегин понимает призрачность жизни
светских людей, презирает их, тяготится
этой жизнью, но ничего не может найти вза-
мен. Живя только собой, не принимая во вни-
мание чувства и переживания других людей,
Онегин совершает целый ряд недостойных
его поступков: опрометчиво ведет себя на ба-
лу у Лариных, соглашается на дуэль и уби-
вает Ленского.
Эгоизм приводит Онегина к тяжелой ду-
шевной драме, к разладу с самим собой.
Татьяна — «милый» и «верный» идеал
нравственной чистоты — прямая противопо-
ложность Онегину. Формирование ее характе-
ра с самого раннего детства происходило на
лоне природы. Она развивалась свободно,
не испытывая никаких чуждых влияний. Та-
тьяна любила природу и находила в ней успо-
коение. Она увлекалась чтением, это была
мечтательная и романтическая натура.
Но это вовсе не значит, что среда, в кото-
рой воспитывалась Татьяна, ее устраивала.
Татьяна, инстинктивно отталкивая от себя все
низкое, пошлое, ординарное, не соответство-
вавшее ее романтическому восприятию мира,
создала свой особый, поэтический мир.
Страшные рассказы, поэтические народные
сказания, приметы, таинственно-прекрасная
жизнь природы, романы — вот чем жила эта
девочка. Воспитанная на сентиментальных ро-
манах, Татьяна сосредоточила все свои духов-
ные силы на сфере чувств. Жить для нее зна-
чило чувствовать, целью жизни была любовь
к сильному, прекрасному, совершенному чело-
веку, которому она «вручает свою судьбу».
Итак, естественная потребность Татья-
ны — любить и быть любимой. Именно эта
потребность была проявлением ее страстной
и сильной натуры. Именно она выливается в
пламенное чувство к Онегину, чувство, в ко-
тором нет места эгоизму, тщеславию, в кото-
ром нет ни капли кокетства.
Полюбив Онегина, она пишет ему письмо,
искренне признаваясь в своих чувствах. Оне-
гин же, по достоинству оценив Татьяну, вы-
делив ее из круга сельских дам, на предло-
жение отвечает отказом.
Он не хотел связывать себя узами брака,
и чувств глубоких к Татьяне у него в то вре-
мя не было. Поэтому осуждать его в данном
случае я не решаюсь.
Мне казалось, что Онегин из тех, кто в лю-
бой ситуации поступает обдуманно и реши-
тельно. Но при первом же испытании он пасу-
ет перед окружающей средой. В роковое утро
перед поединком он становится рабом свет-
ской условности. Достаточно вмешательства
Зарецкого, и вот уже Онегину мерещится «ше-
пот, хохотня глупцов». Вызов принят.
Я считаю, что этот момент в романе са-
мый трагический. С этого момента начинают-
ся страдания Онегина. Именно отсюда и на-
чинается ломка его жизни, поспешное бегст-
во из деревни, неприкаянное странствие по
родной земле и растущее чувство собствен-
ной бесполезности:
...Зачем не чувствую в плече
Хоть ревматизма? — асе, создатель!
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
Татьяна же, если раньше жила в мечтах,
то теперь, полюбив, неминуемо должна была
столкнуться с жизнью. Но к этому времени
характер Татьяны успел сформироваться,
и потому она выходит из жизненных испыта-
ний нравственно непобежденной.
Таким образом, нравственная чистота Та-
тьяны противопоставлена порожденному со-
циальными условиями эгоизму Онегина. Это
противопоставление позволяет автору нагляд-
но показать несовершенство общества, уроду-
ющего человеческую душу.
Но и судьба Татьяны трагична: ей не
суждено быть счастливой. Невозможность
этих людей, будто созданных друг для друга,
быть счастливыми вместе — главный укор
обществу.
В чем же видел Пушкин пути прогрес-
сивного изменения общества? Он верил в
возможность улучшения общества через
нравственное усовершенствование. Верил,
что если все люди поймут, что такое истин-
ная любовь и истинное страдание, то они из-
бавятся и от эгоизма, и от желания устроить
свои дела за чужой счет, оставят пустые
дрязги и сплетни, поймут никчемность свое-
го существования и займутся наконец делом,
достойным человека.
247
И на мысль эту Пушкин наводит, показы-
вая любовь Онегина к Татьяне, которая воз-
рождает в нем человека. Да, именно любовь
к Татьяне, а не смерть Ленского. После дуэ-
ли Онегин, привыкший жить только для се-
бя, отделенный от мира стеной холодного
презрения и эгоизма, потерял единственную
духовную опору — уважение к себе.
И только снова встретив Татьяну, полюбив
ее, он понял, что такое истинное чувство и что
такое возвышающее и очищающее душу стра-
дание. Он увидел в ней прекрасное исключение
из круга пустых светских красавиц, его плени-
ла ее душевная красота и нравственная сила.
Это была женщина, о которой он мечтал,
сам того не осознавая, ибо до гибели Ленско-
го, внезапно и страшно пробудившей его ду-
шу, все чувства Онегина находились в сонном
оцепенении. В то время он просто не способен
был любить.
Кроме нравственного воздействия на Оне-
гина, Пушкин показывает огромное положи-
тельное влияние Татьяны в «свете». В чистой
нравственной атмосфере, излучаемой ею, да-
же самые недалекие люди становились лучше,
благороднее, так как в ее салоне ценились не
богатство, не знатность, а ум и горячее сердце.
Здесь почести воздавались по заслугам, здесь
нельзя было обманывать и лицемерить.
Пушкин указывает путь нравственного
возвышения людей и улучшения общества
через естественность и красоту отношений.
В этом проявился великий гуманизм Пушки-
на, который отстаивал право личности быть
свободной, любить и верить в жизнь. Эти на-
дежды были рождены добротой и величием
гения, который пробуждал «чувства добрые»
в сердцах современников и потомков.