ОБРАЗ ОЛЬГИ
В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
(вариант 2)
Ольга — не центральный образ в романе
Пушкина, но ее характер не только служит
фоном для образа Татьяны, а интересен сам
по себе. Еще не видя Ольгу, мы уже знаем,
как страстно влюблен в нее юный поэт Лен-
250
ский: «Ах, он любил, как в наши лета уже не
любят; как одна безумная душа поэта еще
любить осуждена». Любовь поэта может
быть обращена к образу легкому, светлому,
жизнерадостному, И Ольга была именно
такой:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан...
Разве можно не влюбиться в такую де-
вушку? Все влюбляются в нее, и автор с
иронией признается «Ее портрет: он очень
мил, я прежде сам его любил, но надоел он
мне безмерно».
Ольга — красавица, но она не личность,
а красивых девушек много; «...но любой ро-
ман возьмите и найдете верно ее портрет...».
Поэтому-то и Онегин, близкий по годам и по
духу Пушкину, не находит ее привлекатель-
ной и сильно удивляется, почему в нее, а не
в Татьяну влюбился Ленский. Он говорит:
Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точъ в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Однако воспринимать слова Онегина не
стоит буквально, он, конечно, преувеличива-
ет. И к тому же не следует забывать, что су-
дья — сам неординарная личность. Ольга не
злая, не жестокая, не коварная. Наоборот,
она добра, мила, непосредственна, как почти
все в ее возрасте, и, как всякая женщина,
восприимчива к лести. Скорее всего она бу-
дет для кого-то хорошей женой. Но она бед-
на духовно — вот что возмущает в ней Оне-
гина, и автора, и всех, кто ценит в людях
прежде всего богатство души, а не внешние
прелести.
Ничто не омрачает жизни Ольги, она не
утруждает себя раздумьями, ей не знаком
душевный конфликт. Ольга, подобно без-
заботной бабочке, порхает с цветка на цве-
ток, и при этом выбирает только красивые
цветки.
В силу своей духовной ограниченности
Ольга не способна на большую любовь. Лю-
бящего ее всей душой Ленского, которого
Ольга никогда не отвергала и, более того, со-
биралась совсем скоро принять его руку
и сердце, она на именинах Татьяны с легко-
стью забывает и танцует весь вечер с Оне-
гиным. Все та же духовная бедность мешает
Ольге понять причину, по которой ее жених
так рано ушел с бала. Когда взбешенный,
пылающий ревностью Ленский перед дуэ-
лью не удержался от соблазна взглянуть на
предмет своей страсти и страданий, Ольга
встретила его как ни в чем не бывало, «по-
добно ветряной надежде, резва, беспечна,
весела».
После смерти Ленского Ольга недолго пе-
реживает и тоскует. Совсем скоро на ее пути
появляется молодой улан, в которого Ольга
так же, как когда-то в юного поэта, безумно
влюбилась:
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах.
В образе Ольги Лариной А. С. Пушкин во-
плотил довольно распространенный тип жен-
щин: внешне привлекательная, даже краси-
вая, обаятельная, жизнелюбивая, веселая,
кокетливая, но вместе с тем духовно бедная,
не способная на глубокие душевные пережи-
вания и эгоистичная.