ПАНОРАМА
РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Изучая с ранних детских лет творчество
Александра Сергеевича Пушкина, гениально-
го русского поэта, мы все же знаем его по-
верхностно и, перечитывая произведения ве-
ликого поэта, открываем все новые и новые
грани его творчества.
Это мое глубокое убеждение, в котором я
только утвердился, когда перечитал роман в
стихах «Евгений Онегин».
Широта охвата действительности, много-
плановость, описание отличительных особен-
ностей эпохи, ее колорита делают роман уни-
кальным. Именно поэтому «Евгения Онегина»
великий русский критик В. Белинский назвал
энциклопедией русской жизни 20-х годов
XIX столетия.
В этом произведении Пушкин анализиру-
ет социально-исторические условия своего
времени, акцентирует внимание на наиболее
животрепещущих проблемах. Пушкин изоб-
ражает духовную жизнь, быт, нравы различ-
ных слоев русского общества.
Показав трагедию поколения Онегина и
осудив тем самым общественный строй Рос-
сии, автор утверждает в романе такой идеал
общества, при котором личность могла бы
свободно развиваться. Поэт стремился изо-
бразить начавшийся поворот в обществе,
пробуждение в нем интереса к жизни и бы-
ту народа.
Вот почему идея обновления и возрожде-
ния личности через общение с народом при-
обретает особое значение. Эта идея получи-
ла свое воплощение прежде всего в образе
Татьяны.
Пушкин был близок к декабристским
кругам, поэтому он резко осудил взгляды па-
триархального дворянства. Десятая, дошед-
шая до нас лишь в отрывках глава полностью
посвящена декабристам.
Главное занятие московских дворян —
пустая болтовня, слепое подражание всему
иностранному, сплетни, распространяющие-
ся со скоростью звука. Пушкин с нескрыва-
емым сожалением констатирует, что извест-
ность человека зависит от его материально-
го положения. Он показывает бездуховность
столичного общества, пустые интересы его
представителей, их умственную ограни-
ченность. Время в Москве как будто оста-
новилось:
Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец.
Но Москва показана не только с плохой сто-
роны. Описывая московское дворянство, Пуш-
кин зачастую саркастичен, но вместе с тем по-
эт любит Москву:
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
А с какой гордостью за свою Отчизну напи-
саны строки, посвященные Москве 1812 года!
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной...
Итак, чем живет московское высшее об-
щество, мы знаем. А чем отличается свет-
ская жизнь в столице? В первой же главе
романа автор предоставляет нам возмож-
258
ность проследить за живущим в Санкт-Пе-
тербурге главным героем, за его увлечения-
ми и заботами.
Поднявшись утром,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет, на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
После обеда с изысканнейшими блюдами
и напитками — театр, затем бал, где
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам,,.
Под утро утомленный Онегин едет домой,
где это «забав и роскоши дитя»
Спокойно спит в теки блаженной...
Яроснется. за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.
Воспитание Онегина — типичного предста-
вителя петербургского света — лишено наци-
ональных основ. Онегин не приучен к труду,
вся его жизнь лишена забот. Все петербург-
ское общество живет такой же бессмысленной
жизнью.
Пушкин с присущей ему лаконичностью
описал и провинциальное дворянство. Порт-
реты помещиков поразительно ярки%
И отставной советник Фляков,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут,
Не из Пушкина ли произрастает сатири-
ческая манера Гоголя?
Провинциальное общество не столь чо-
порно в сравнении с Москвой и Петербургом.
Описывая поместное дворянство, Пушкин ог-
раничивается лишь мягкой иронией и не
столь резко обличает.
Черты поместного дворянства наиболее
полно отражены в образах членов семьи Ла-
риных. Глава семейства Дмитрий Ларин,
«простой и добрый барин», уже умер. Его
вдова Прасковья Ларина в девичестве увле-
калась французскими романами, вздыхала
о некоем «славном франте, игроке и гвардии
сержанте» и, выйдя замуж за безразличного
ей на первых порах человека, который увез
ее в свою деревню,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась,
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала...
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы...
Прасковья Ларина хранила «привычки
милой старины», была религиозна и справля-
ла все церковные праздники.
Татьяна и Ольга представляют молодое
поколение семьи. Говоря об Ольге, Пушкин
ограничивается кратким описанием внешнос-
ти, так как ее душевный мир не представля-
ет интереса для поэта.
Зато образ Татьяны раскрыт полно. В лю-
бимых книгах она видела другую жизнь, более
значительную, богатую событиями, других
людей, более интересных. Главное душевное
качество Татьяны — высокое благородство,
поэтому она наиболее близка к народной жиз-
ни с ее обычаями и нравами.
Говоря о столице и провинции, мы не мо-
жем не затронуть тему народа. Пушкин был
убежден, что народ с его неограниченными по-
тенциальными возможностями может стать
созидательной силой, которая так необходима
России на данном переломном этапе.
Нужно отметить, что Пушкин, говоря о кре-
постных слугах, всякий раз указывает на то,
как трудно им живется. Но в основном Пушкин
изображает господ, а не слуг и крестьян.
Необходимым фоном для изображения
дворянской жизни служит русская природа.
Пушкин рисует зимние и осенние пейзажи,
описывает весну:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Роман «Евгений Онегин» стал «энцикло-
педией русской жизни», потому что в нем
всесторонне изображены самые главные и
самые характерные тенденции жизни рус-
ского общества двадцатых годов XIX века.
Пушкин полно и глубоко вскрыл появление
опасной и модной болезни разочарования,
объяснил ее причины разобщенностью пере-
дового дворянства и народа, наметил выход
общества из кризисного состояния, из соци-
ального нездоровья.
Россия часто переживала трудные мо-
менты истории. И нельзя забывать на'игих
259
великих людей, среди которых Пушкин за-
нимает первое место. Если их помнить, мож-
но в будущем избежать многих ошибок.