ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО
В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
(вариант 2)
Наиболее полно провинциальное дворян-
ство автор описал на примере семьи помещи-
ков Лариных. Главу семейства, отца Татья-
ны, Пушкин не без иронии называет «добрый
малый, в прошедшем веке запоздалый». Он
равнодушно относился к образованию и кни-
гам, которые сам никогда не читал и считал
«пустой игрушкой». Ларин вел размеренный,
спокойный образ жизни, «в халате ел и пил»,
сердечно любил свою жену, «в ее затеи не
входил, во всем ей веровал беспечно», одним
словом, «был простой и добрый барин».
Жена его в девичестве была сильно влюб-
лена в некоего Грандисона, сержанта гвардии
и «славного франта», но по настоянию роди-
265
телей вынуждена была выйти замуж за не-
любимого, который, «что б ее рассеять горе»,
поспешил увезти ее в деревню. Молодая по-
мещица еще некоторое время «рвалась и
плакала», но потом занялась хозяйством и
привыкла к своему новому положению и
к мужу:
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.
А когда спустя некоторое время она поня-
ла, что мужем можно еще и «самодержавно
управлять», то жизнь в деревенской глуши
приобрела новый смысл. Образ жизни Тать-
яниной матери типичен для деревенской по-
мещицы:
Ока езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясъ.
Утонченные манеры, которыми в девиче-
стве могла похвастать старшая Ларина и над
которыми автор открыто иронизирует («Бы-
вало, писывала кровью, она в альбомы неж-
ных дев, звала Полиною Прасковью и гово-
рила нараспев, корсет носила очень узкий,
и русский Н как N французский произно-
сить умела в нос...»), она со временем забыла
и «стала звать Акулькой прежнюю Сели-
ну и обновила наконец на вате шлафор и че-
пец».
Простые, мирные, вполне удовлетворен-
ные своим положением люди, не пытающие-
ся осмыслить устройство мироздания, но ис-
кренне привязанные друг к другу и очень
гостеприимные, Ларины любили гостей, и те,
чувствуя это, часто навещали соседей, чтобы
вместе «и потужить, и позлословить, и посме-
яться кой о чем». Разговоры помещиков никог-
да не выходили за рамки быта:
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем...
Будучи приверженцами «привычек ми-
лой старины», родители Татьяны строго сле-
довали заведенным прадедами обычаям:
У них на Масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод...
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.
Говоря о супругах Лариных, автор всегда
использует легкую иронию, они для поэта,
на мой взгляд, — воплощение лучшей части
провинциального дворянства: не блещут ин-
теллектом, духовно ограниченные, но вместе
с тем простые, добрые, открытые.
А есть среди помещиков и другие, они —
в Татьянином сне, привидившемся ей нака-
нуне именин. Девушке снится, что изба, ку-
да ее принес медведь, сплошь кишит чудо-
вищами:
...за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
Автор не случайно вводит в произведение
этот сон: слишком похожи чудовища на со-
бравшихся гостей в день ее именин. Образы
гостей Лариных, подобно приснившейся не-
чисти, отталкивают своей непривлекательно-
стью, уродливостью и примитивностью. Они,
поместные дворяне, так опустились, так ос-
кудели умом, что мало чем отличаются от
животных. Персонажи сна и гости Лариных
сливаются и образуют одно целое.
Взять хоть бы Трике: «Остряк, недавно
из Тамбова, в очках и в рыжем парике», —
примитивный человек, привыкший всегда
быть в центре внимания и выдающий глу-
пые, пустые, кем-то сочиненные стишки за
свои собственные:
Меж. ветхих песен альманаха
Был напечатан сей куплет;
Трике, догадливый поэт,
Его на свет явил из праха,
И смело вместо Ъе11е N^па
Поставил Ье11е ТаЫапа.
Был тут и «отставной советник Флянов,
тяжелый сплетник, старый плут, обжора,
взяточник и шут», и помещик Гвоздин, «вла-
делец нищих мужиков», и «толстый Пустя-
266
ков», о сущности которого говорит уже его
фамилия.
Итак, в своем произведении Пушкин бес-
пощадно изобличает потребительское отно-
шение помещиков к жизни, их духовную ог-
раниченность и скудость интересов. В то же
время поэт с искренней симпатией относится
к простоте провинциального дворянства, ведь
именно этого качества так недостает дворян-
ству столичному.