НАРОД В РОМАНЕ В СТИХАХ
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
А. С. Пушкин показал в романе духовные
поиски лучших представителей русского
дворянства, отразил жизнь этой социальной
группы во всем ее многообразии и сложно-
сти. В.Г.Белинский заслуженно назвал это
произведение энциклопедией русской жиз-
ни и в высшей степени народным произве-
дением.
Народность романа не только в выражении
народного духа, традиций, мироощущения,
национального самосознания, воплощенных
преимущественно в образе Татьяны Лариной,
авторских отступлениях, но и непосредствен-
но в образах представителей народа, в зари-
совках с натуры. Автор создал широкую и
объемную панораму жизни русского общест-
ва, и народная стихия отражена в романе до-
статочно полно.
В первой главе автор изображает утро
трудового Петербурга, противопоставляя его
праздному, противоестественному образу
жизни столичного дворянства.
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит...
Работающее население Петербурга вста-
ет чуть свет, зарабатывая себе на жизнь,
обеспечивая нормальную жизнедеятельность
города и паразитическое существование сто-
личной аристократии. Обилие глаголов под-
черкивает бодрый трудовой ритм, здоровое
рабочее настроение просыпающегося боль-
шого города, эпитет «неугомонный» усилива-
ет впечатление настроенности на работу, це-
леустремленности, созидательности.
Достаточно полно описан образ няни Та-
тьяны. Это воплощение доброты, преданнос-
ти, заботливости. Трогательно милая суетли-
вость старушки, ее искренняя привязанность
к своей воспитаннице, неуемное желание
угодить любимице. Поэтичностью, мечта-
тельностью, увлеченностью, таинственными
народными преданиями, поверьями, песнями,
страшными загадочными рассказами, чарую-
щими песнями крепостных девушек Татья-
на обязана няне. Мироощущение, верность
нравственным заветам старины, любовь к
природе и гармоничная связь с ней внушены,
безусловно, трогательно искренними, заду-
шевными рассказами няни. Когда у Тани
грусть и смятение в душе, она по привычке
обращается к своей воспитательнице, чтобы
обрести покой, умиротворение, состояние
гармонии с окружающим миром.
«Что, Таня, что с тобой? —
«Мне скучно,
Поговорим о старине». —
«О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц...»
Влюбленная Татьяна просит рассказать,
как влюблялись в старину, как находили
своего суженого, как искали свой путь к сча-
стью. Нянин рассказ не внушил оптимизма
девушке в реальности воплощения ее мечта-
ний, да, впрочем, Татьяна и не могла рас-
считывать на другой ответ. Народная мо-
раль, предписывающая смирение, покорность,
абсолютное подчинение воли родителей,
верность суженому, хоть и не любимому, но
данному раз и навсегда. Няня без тени со-
мнения убеждает любимицу в том, что чув-
ства девушек ровно ничего не значили в
судьбе: «И, полно, Таня! В эти лета мы не
слыхали про любовь». Таня, полностью по-
глощенная своей страстью, не хочет сми-
риться с невозможностью воплощения своей
мечты. Но толковая неторопливая речь няни
расхолаживает ее пыл, отрезвляет, возвра-
щает на землю:
267
«Да как же ты венчалась, няня?» —
«Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет...
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели».
Уроки народной нравственности не про-
шли даром для Татьяны, усвоившей главный
принцип девичьей добродетели: верность
мужу, независимо от испытываемых чувств,
безупречное исполнение долга до гробовой
доски.
Поэтичностью, задушевностью, мечта-
тельностью проникнута песня дворовых деву-
шек, собирающих клубнику в барском саду.
Несмотря на обязательность пения («...И хо-
ром по наказу пели... Чтоб барской ягоды тай-
ком уста лукавые не ели...»), девушки поют
искренне, звонкими голосами, выражая исто-
вое стремление к счастью, красоте, воплоще-
нию мечтаний:
Как заманим молодца,
Как завидим издали,
Разбежимтесь, милые,
Закидаем вишеньем.
Вишеньем, малиною,
Красною смородиной.
Лукавое, веселое, озорное содержание пес-
ни резко контрастирует со смущением и смя-
тением Татьяны, которая небрежно слушает,
потому что пение несозвучно ее душевному
настроению.
Не очень детально, но выразительно нари-
сован портрет ключницы дома Анисьи. В ее
монологе воплощено доброе, искреннее, ува-
жительное отношение крепостной крестьянки
к своему старому хозяину:
«,..И старый барин здесь живал;
Со мной, бывало, в воскресенье,
Здесь под окном, надев очки,
Играть изволил в дурачки.
Дай Бог душе его спасенье,
А косточкам его покой
В могиле, в мать-земле сырой!»
Прекрасна, в стиле народных песен, речь
Анисьи, трогательна ее признательность сво-
ему барину за внимательность, человечность.
К Евгению же она достаточно равнодушна и
не выказывает никаких чувств привязаннос-
ти, уважительности.
Стихию народности воплощает в первую
очередь Татьяна. Сюжет, тематика произве-
дения не позволили поэту создать более яр-
кие, детально написанные образы представи-
телей народа, но и указанные достаточно за-
поминаются своеобразием языка, характера,
характерным народным мировосприятием,
традиционной моралью.