ОБРАЗ АВТОРА
В РОМАНЕ А. С, ПУШКИНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
(вариант 2)
В романе «Евгений Онегин» нашла худо-
жественное воплощение жизнь России нача-
ла 19 века. Духовные поиски и идейно-пси-
хологический кризис части передового сто-
личного дворянства, быт и культурный
уровень провинции, жизнь народа — все это
давало основания называть произведение
«энциклопедией русской жизни». И все же
главное место в романе занимают внутрен-
няя жизнь и взаимоотношения героев, при-
надлежащих к той же социальной среде, что
и автор.
Чтобы подчеркнуть реальность описыва-
емых событий и персонажей, Пушкин при-
меняет оригинальный литературный при-
ем — вводит в роман образ автора. Этот
прием редко встречается в художественной
литературе и привычно выглядит в очерке
или другом журналистском жанре, отража-
ющем реальную жизнь. Поэт сознательно
жертвует плавностью и последовательнос-
тью истории взаимоотношений героев, втор-
гается в вымышленный мир, чтобы перенес-
ти в текст трогательный лирический коло-
рит, чувство приобщенности к творческому
миру. Автор как бы доверительно советует-
ся с читателями о путях развития сюжета.
Пушкин привносит в эмоциональную сферу
романа свои личные .переживания, воспоми-
нания, предположения, становится полно-
ценным героем произведения. Каким же
предстает автор на страницах романа?
Образ автора появляется уже во второй
главе. Пушкин подчеркивает духовное род-
ство с Онегиным, общность происхождения и
образа жизни:
...Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я...
Оценивая воспитание и образование Евге-
ния Онегина, Пушкин указывает на их типич-
ность как для всех молодых людей их круга,
так и для себя лично:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитанъем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
Но все же Пушкин неоднократно подчер-
кивает различие между собою и Онегиным,
настойчиво убеждает читателя, что отожде-
ствлять лирического героя с образом Онеги-
на не следует. Поэт восхищается «волшеб-
ным краем» театра, блистательным миром
балета — Онегин посещает представления
лишь для поддержания имиджа светского
человека. Пушкин любит «бешеную мла-
дость, и тесноту, и блеск, и радость» бала —
Онегину «наскучил света шум», и балы он
посещает по привычке, соблюдая один из
ритуалов светского образа жизни. Пушкин
увлеченно, самозабвенно предается поэзии,
называя ее «высокой страстью», — Онегин
довольно пренебрежительно относится к по-
этическому творчеству, «бранил Гомера, Фе-
окрита», «не мог он ямба от хорея, как мы ни
бились, отличить». «Прелестный уголок», ти-
хая, умировотворенная русская природа на
Онегина наводила сон — Пушкин восхищает-
ся естественной гармонией чудесных уголков
270
русской глубинки: «Цветы, любовь, деревня,
праздность, поля! Я предан вам душой».
Несмотря на демонстративное стремле-
ние автора «заметить разность» между ним
и своим героем, они близки в главном — кри-
тическом отношении к российской действи-
тельности. «Условий света свергнув бремя»,
«отстав от суеты», Пушкин и Онегин опро-
вергают «страстей игру», но критическое
восприятие общественного уклада стало для
Евгения навязчивой идеей, жизненной фило-
софией. Пресыщенность светским образом
жизни, осознание ее бездуховности и однооб-
разия полностью отторгли героя от общества,
сделав его мизантропом, не подвигнув на
усовершенствование мира. Образ автора зна-
чительно сложнее, многограннее, универ-
сальнее: оторванный от родины, сосланный
Пушкин, в отличие от свободного в выборе
места жительства Онегина, ностальгически
вспоминает о России, «где я страдал, где я
любил, где сердце я похоронил». Лирический
герой находит множество радостей в малом,
на его восприятие жизни не влияет неспра-
ведливое общественное устройство. Срав-
нивая себя с Онегиным, автор .заключает:
«Я был озлоблен, он угрюм», то есть Пушкин
не замкнулся в себе, не отверг весь мир, а бо-
лезненно воспринимал его несовершенство,
Онегин же отгородился от мира. Если прово-
дить параллель с комедией «Горе от ума»,
то образ автора близок Чацкому, столь же
критически относящемуся к окружающей
действительности, но направляющему весь
жар души на ее усовершенствование. Изоля-
ция Онегина бесплодна, он не предпринима-
ет сознательных попыток воздействовать на
жизнь, предел его мечтаний — найти гармо-
нию в себе самом. Но автор сочувствует ге-
рою, его мучительным поискам своего жиз-
ненного пути, воздает должное «души пря-
мому благородству». Пушкин утверждает:
«Я сердечно люблю героя моего». Автор, вы-
страивая жизнь героя, желает для него луч-
шей доли.
Столь же доброжелательно относится по-
вествователь и к Ленскому, пылкому, вос-
торженному юноше, свято верящему, «что
друзья готовы за честь его принять оковы».
Ленский, как и Онегин, чуждается пошлого
дворянского общества («ему не нравились
пиры»), он достаточно образован, чтобы об-
суждать с Онегиным «племен минувших до-
говоры, плоды наук, добро и зло», то есть все
вечные вопросы человечества. И все же дру-
зья противоположны, как «волна и камень,
стихи и проза, лед и пламень», в главном —
определении своего места в мире. Онегин —
эгоцентрист, его душевный кризис сущест-
веннее всех глобальных проблем; Ленский —
альтруист: благо человечества, стремление
вместе с друзьями «бессмертной семьей»
«мир блаженством одарить» представляет
для него цель жизни. Психологически Лен-
ский очень близок Пушкину, который столь
же восторженно верит в могучую силу друж-
бы: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Од-
нако автор уже пережил период увлечения
романтизмом, стихи юного поэта, которые
«полны любовной чепухи», вызывают ирони-
ческую улыбку Пушкина: «Так он писал
темно и вяло...». Автор скорбит о смерти по-
эта и призывает читателей к состраданию к
тому, кого переполняла «жажда знаний и
труда» и «сны поэзии святой». Пушкин про-
гнозирует судьбу Ленского, останься тот
жив, и не может однозначно ответить, стал
бы он блестящим поэтом, чья «умолкнувшая
лира гремучий, непрерывный звон в веках
поднять могла», или «поэта обыкновенный
ждал удел», «в нем пыл души бы охладел»
и он «расстался б с музами, женился, в де-
ревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый
халат...». И эта неопределенность авторской
интонации как бы приглашает читателя в со-
авторы, предлагая ему предположить остав-
шиеся за рамками романа события.
Очень нежно относится Пушкин к Татья-
не — мечтательной, поэтичной, цельной и
последовательной, естественной и гармонич-
ной. «Татьяны милый идеал» стал для поэта
идеалом русской девушки, искренней и непо-
средственной. Пушкин оправдывает ее ду-
шевный порыв, хоть поступок Татьяны, на-
писавшей Онегину «необдуманное письмо»,
был достаточно опрометчив:
За что ж виновнее Татьяна?
За то лъ, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
Поэт искренне радуется за Татьяну, ко-
торая делает успехи в московском светском
271
обществе («с победою поздравим Татьяну
милую мою,..»), гордится ее безупречным по-
ведением в роли светской дамы и ее непре-
клонностью в роли жены пусть и нелюбимо-
го мужа.
Автор и непосредственно в лирических
отступлениях вторгается в ткань повество-
вания, и незримо присутствует во всех эпи-
зодах романа. Но это и полноценный, само-
стоятельный герой произведения. Его образ,
искренний, ироничный, мечтательный, про-
является не только в оценке героев, их по-
ступков, но и в воспоминаниях о своей жизни,
друзьях, в выражении планов и надежд.
Вся жизнь поэта проходит перед глазами
читателей:
Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою...
Воспомня прежние романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь,
Дыханьем ночи благосклонной
Безмолвно уживались мы!
Друзья поэта: Чаадаев, Вяземский, Каве-
рин — появляются на страницах романа, что
подчеркивает его историчность. В лирический
отступлениях автор высказывается о любви
к природе, театру, музе, о своих путешестви-
ях, ссылке, родном имении. Размышляет он
и о жизни, и философские мысли автора по-
ражают глубиной и мудростью:
Но грустно думать,
Что напрасно была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечастно,
Что обманула нас она.