УЧАСТИЕ АВТОРА
В СОБСТВЕННОМ ПОВЕСТВОВАНИИ
(по роману А. С. Пушкина
«Евгений Онегин»)
В романе Пушкина «Евгений Онегин» пе-
ред нами предстает типичный молодой чело-
век двадцатых годов XIX века. Безусловно,
Онегин — персонаж вымышленный. Однако,
по мысли поэта, образ Онегина — портрет не
отдельной личности, а целого поколения на
фоне реальной повседневной жизни.
Поэтому в романе наряду с героями при-
думанными присутствуют в действительнос-
ти существующие люди: Каверин, друг Пуш-
кина (в его обществе проводил время Оне-
гин), известный поэт князь Вяземский (с ним
встречается Татьяна), и, наконец, на страни-
цах произведения появляется сам автор.
Возникновением в собственном произве-
дении Пушкин стремился прежде всего ярче
выписать Онегина. На протяжении всего ро-
мана автор сопоставляет системы взглядов
и позиций — свои и Онегина. В произведе-
нии автор и его герой — «приятели». Но ка-
кая же пропасть разделяет их!
Мы всецело ощущаем, как Пушкин с его
горячей, деятельной, жизнелюбивой натурой
протестует против холодности, равнодушия
и пессимизма Онегина. Автор, понимая, что
всеми этими «болезнями» его героя заразило
общество, тем не менее стремится доказать,
что Онегин сидит и в нем самом. Ведь, по су-
ти дела, Пушкин вышел из той же среды, что
и Онегин. Но разве ослаб его дух, разве ос-
тыло его сердце?..
Противоположность характеров проявля-
ется не только в отношении к жизни, но и в от-
ношении к людям. Если для тонкого и чувст-
вительного Пушкина Татьяна — «милый иде-
ал», то Онегин — ледяная душа — считает ее
не более чем «наивной девочкой».
Татьяна в ответ на свое трепетное при-
знание в любви слышит от Онегина лишь су-
хую проповедь и ничего иного. Автор же не
перестает утверждать: «Я так люблю Татья-
ну милую мою».
А что мы можем сказать об Онегине, кото-
рый, ненавидя общество и его законы, тем не
менее считается с ними, и в результате траги-
чески обрывается жизнь Ленского? Здесь мы
опять-таки наблюдаем полнейшее расхожде-
ние позиций Онегина и автора.
Пушкин отвергает моральные принципы
света и пресловутые дворянские «законы че-
сти», порой сочетающиеся с бессмысленной
жестокостью. Онегин же не может оконча-
тельно порвать со всем старым, отживающим,
что связывает его по рукам и ногам; в нем
еще не проснулся борец. И почти физически
мы ощущаем боль автора — боль человека за
276
своего друга, боль великого поэта за все мо-
лодое поколение.
Только ли для большей реалистичности
романа в нем присутствует образ автора? Ко-
нечно же, нет. Ведь, как уже было сказано,
Онегин — это портрет всего «молодого поко-
ления» того времени, это, можно сказать, на-
рицательное имя. Здесь ясно просматривает-
ся авторская позиция по отношению к совре-
менной ему молодежи.
Отделяя своего героя от себя, автор не от-
рекается от него, а, наоборот, принимает его,
любит его таким, каков он есть сейчас. Автор
видит, что еще не все живое умерло в Онеги-
не. В конце романа герой как бы пробуждает-
ся. Причина тому — пусть запоздалая, любовь
к Татьяне. Все возрождающая и воскрешаю-
щая сила любви затронула и В усталой душе
Онегина какие-то потаенные струнки.
И здесь Пушкин как бы уходит из жизни
своего героя, оставляет его в надежде, что
тот сможет сам, без его помощи, решить все
проблемы и найти свою дорогу в жизни. Ав-
тор уходит, но нам еще долго кажется, что
мы живем рядом с его героями, а он издали
следит за нашими переживаниями.
Я уверен, что Пушкин знал и любил мо-
лодых, любил в них живое, здоровое начало.
Он верил, что младое поколение с его задо-
ром и решительностью способно избавиться
от старых предрассудков и «болезней» пра-
здности, что оно желает и может изменить
мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и
чаяний юных, был любимым поэтом передо-
вой молодежи и декабристов. Поэзия велико-
го Пушкина до сих пор волнует умы и серд-
ца всех юных мира.