ОБРАЗ МУЗЫ
В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Образ музы неоднократно предстает на
страницах романа, причем в разные периоды
жизни муза является поэту по-разному, оли-
цетворяя его душевное состояние и уровень
творческой зрелости. Муза — покровитель-
ница поэзии, источник поэтического вдох-
новения, воплощение художественного свое-
образия автора. Она изменчива, капризна,
обаятельна, как ветреная женщина, но ее
непостоянство оправдано творческим и чело-
веческим развитием поэта, оно глубоко ло-
гично и последовательно. Многоликость
вдохновительницы поэтического творчества
А. С. Пушкина естественна и гармонична,
ведь она — олицетворение этапов духовного
созревания поэта, непрерывного, питающего-
ся жизненным и творческим опытом,'обще-
нием с современниками, размышлениями о
предназначении поэзии, обстоятельствами
историческими и личными. Муза позволяет
глубже раскрыть образ автора, и ее глазами
читатель отчетливее видит суть многих жиз-
ненных событий.
А. С. Пушкин вспоминает: «В те дни, ког-
да в садах Лицея я безмятежно расцветал...
весной при кликах лебединых... являться му-
за стала мне». Впервые явившись автору в
отрочестве, муза чудесным образом преоб-
разила его жизнь, придала ей высокий
смысл, наполненность поэтическими откро-
вениями:
Моя студенческая келья.
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные, сны.
Пушкин определяет источник поэтичес-
кого вдохновения, жизненные ценности свое-
го отрочества, ставшие предметом творчест-
ва: детские игры, забавы, мальчишеские меч-
тания, гордость отечественной историей.
И с гордостью и благодарностью вспоминает
первые признания своих поэтических опы-
тов, первый выход в свет своей музы, ее при-
ветливую, доброжелательную встречу с рус-
ским обществом:
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
В юности порт «с толпою чувства разде-
ляя... музу резвую привел на шум пиров и
буйных споров...», источником его поэзии ста-
278
новятся дружеские компании, радость обще-
ния с интересными собеседниками за пиршес-
ким столом, беззаботное веселье, свойственное
возрасту. Пушкин воздает должное утехам
молодости: любви,, вину, максималистским
спорам о смысле жизни, будущем страны.
И муза «как вакханочка резвилась», разде-
ляя юношеские восторги поэта и его друзей,
воспевая радость взросления, непосредствен-
ности и всех юношеских безумств.
...И молодежь минувших дней
За нею буйно волочилась,
А я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей.
Но жизнь поэта круто изменила свой
стремительный ход: раскрепощенные, игри-
вые и вольнолюбивые стихи Пушкина вызва-
ли резко негативную реакцию царского окру-
жения, и поэт был сослан. С юношескими
забавами было вынужденно покончено, да и
поэт быстро взрослел, рос духовно, и горя-
чие, но бесплодные бесконечные споры, безу-
держное беззаботное веселье уже не могли
удовлетворять Пушкина. Он отправился на
юг, а верная подруга отправилась вслед за ним
и «услаждала путь немой волшебством тайно-
го рассказа». Она разделяла с поэтом одиноче-
ство, восторги от созерцания прекрасной юж-
ной природы. Какие упоительные, чарующие
строки посвящены наполненным таинствен-
ными запахами и звуками летним кавказ-
ским ночам:
Как часто по скалам Кавказа
Она Ленорой, при луне,
Со мной скакала на коне!
Как часто по брегам Тавриды
Она меня во мгле ночной
Водила слушать шум морской,
Немолчный шепот. Нереиды,,
Глубокий, вечный хор валов,
Хвалебный гимн отцу миров.
Несмотря на ссылку, настроение поэта
окрашено лишь легкой дымкой грусти из-за
оторванности от литературного круга, по-
этической немоты, но восторженно романти-
ческое восприятие окружающего мира поз-
воляет ему испытывать радость общения с
природой.
Муза, «позабыв столицы дальней и блеск
и шумные пиры», следует за поэтом «в глу-
ши Молдавии печальной». Так происходит
окончательное прощание поэта с юношеской
романтикой, наполненной энтузиазмом, бур-
ным проявлением чувств, идеализацией дей-
ствительности, пристрастием к ярким обра-
зам, шуму и блеску жизни, мечтами о пре-
красном будущем в кругу свободолюбивого
лицейского братства. Взгляд поэта на жизнь
стал пристальнее, спокойнее, глубже, идеалы
изменились: главными человеческими ценно-
стями стали внутренняя сосредоточенность,
одухотворенность, душевное богатство.
Очутившись в глубине России, на Псков-
щине, Пушкин описывает последнее перево-
площение музы:
Вдруг изменилось все кругом,
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.
Несомненно сходство музы с главной ге-
роиней Татьяной Лариной. «Подруга ветре-
ная» заметно преобразилась: свидетельница
и вдохновительница юношеских забав, пиров,
безудержного веселья стала обыкновенной
русской девушкой — грустной, мечтатель-
ной, погруженной в мир книжных пережи-
ваний, тонко чувствующей, сосредоточенной
на внутренних движениях души. Юность
закончилась. Романтические призраки рас-
сеялись.
Поэту предстояло познавать жизнь во всей
сложности. Последний образ музы предельно
реалистичен, это воплощение идеала поэта,
но не надуманное, а взятое из российской дей-
ствительности в лучших ее проявлениях.
Вдохновительница творчества Пушкина спо-
койно созерцает аристократическое собрание,
воздавая должное изяществу нарядов, вкусу
и безупречному поведению лучших предста-
вителей дворянства:
Ей нравится порядок стройный
Олигархических бесед,
И холод гордости спокойной,
И эта смесь чинов и лет.
Муза поэта изменяется вместе с ним, все
ее превращения — это этапы жизненного пу-
ти. Пушкина, стадии духовной и творческой
эволюции. В периоды вынужденного одино-
чества, затворничества в Михайловском, в
Болдино Пушкин испытывал необыкновен-
ный подъем творческих сил. Муза посещала
279
поэта, когда он больше всего нуждался в эмо-
циональной поддержке, в обществе духовно
близкой личности, и одиночество превраща-
лось в насыщенную жизнь:
Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум;
Пишу, и сердце не тоскует...