ПРИРОДА
В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Природа предстает в романе в разных
образах; это и пейзажные зарисовки, и есте-
ственный, гармонический мир, противостоя-
щий суетности и смятенности человеческой
души, умиротворяющий и облагораживаю-
щий, и источник выразительных средств для
воссоздания различных душевных состояний
героев.
Утверждая непостоянство, переменчивость
женских чувств, Онегин сравнивает их с быс-
тротекущими природными явлениями:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы ,
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.
Яркие, красочные картины природы, рас-
сыпанные по пестрой сюжетной канве рома-
на, сверкают и переливаются, как драгоцен-
ные камни. Многие из них стали крылатыми,
обрели жизнь, как самостоятельные произве-
дения. Однако автор изображает природу не
восторженно-романтически, а субъективно-
реалистически — ведь вечная и многоликая
природа объективно совершенна и не нужда-
ется в словесном украшении. Иногда Пуш-
кин даже позволяет себе легкую иронию при
описании не самых любимых пор года:
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим...
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Но и в этих ироничных зарисовках уди-
вительная точность, удивительная точность
в передаче настроений. Поэт воздал должное
всем порам года. Вслед за унылой, испол-
ненной ожидания («зимы ждала, ждала при-
рода») порой, когда богатые, яркие краски
созревшей природы сменились однотонными
черными, серыми, наступает долгожданная
зима:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь...
Верный жизненной правде, Пушкин ри-
сует не просто зимний пейзаж, он создает
психологический портрет начала поры года,
образ зимы, воспринимаемый крестьянами.
Природа для народа не только предмет лю-
бования, но и благоприятный период для по-
ездок на санях после осеннего бездорожья.
Детали крестьянского зимнего быта воссоз-
даны достаточно поэтично: красный кушак
на фоне ярко-белого, блистательного снеж-
ного ковра, стремительный полет кибитки,
взрывающей «бразды пушистые». И все же
поэтизация простых, ничем не примечатель-
ных жизненных явлений вызывающе сме-
ла для изящной словесности того времени.
Но Пушкин демонстративно подчеркивает
принципиальность реалистического взгляда
на мир:
Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа;
Изящного не много тут.
Противопоставляя свой насыщенный реа-
листическими деталями зимний пейзаж изы-
сканным живописаниям «роскошным слогом»
«всех оттенков зимних нег», поэт отстаивает
право на творческую самостоятельность, ес-
тественность.
Но Пушкин изменчив и многогранен. Гла-
зами своей любимой героини он воссоздает
образ зимы красочной и поэтичной:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
280
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
Приход весны Пушкин рисует яркими,
светлыми красками.
Радость пробуждения природы, обновле-
ние жизни передается разнообразными опре-
делениями, эпитетами, обилием глаголов:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Но Пушкин не просто отражает внешний
мир, природа — это фон, на котором протекает
душевная жизнь человека. Внутренняя жизнь
не всегда созвучна изменениям в природе,
в этом случае контраст между естественностью
природных явлений и душевной смутой под-
черкивает настроение героя. Ясное, безоблач-
ное небо, прозрачный воздух делают душев-
ную грусть еще более тяжелой.
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким -тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны...
То, что в юности окрыляло, придавало сил
и энергии, сейчас вызывает только грусть.
Нет в душе той радости открытия мира —
есть только тяжесть прожитых лет и незбыв-
шихся надежд.
Прекрасно описал Пушкин летний вечер,
залитый лунным светом, наполненный мир-
ными звуками. Каждый звук слышится от-
четливо, даже самый тихий. Тишина завора-
живает гармоничностью отдыхающей приро-
ды, покоем и умиротворением.
Правда, погруженная в свои мечты Татья-
на в этот раз не любуется красотой природы,
душевная боль целиком поглотила ее.
Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий.
И наконец — осень. Любимая пора Пушки-
на, буйство красок созревшей природы, время
плодотворной творческой работы, вдохнове-
ния. Яркие, насыщенные цвета радуют глаз
и душу, но в сердце уже вползает тревога —
недолог век расцвета, суровая зима скоро по-
глотит эту прощальную улыбку природы:
Настала осень золотая.
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана...
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Образ осени трагичен еще и потому, что
воспринимается глазами Татьяны, чувства
которой обострены до предела. Она прощает-
ся со своими девичьими мечтами, с любимы-
ми сельскими пейзажами. Детство кончи-
лось, ее везут «на ярмарку невест», а сердце
разрывается от неразделенной любви, безы-
сходности.
Природа у Пушкина — мир гармонии, ис-
точник внутреннего покоя. Душевная связь
с природой — признак глубокой натуры, не-
приятие ее — черта душевной бедноты, огра-
ниченности человека.