РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ
В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Прими собранье пестрых глав,
Полу смешных, полу печальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав.
А. С. Пушкин
Когда-то Достоевский сказал: «Красота
спасет мир». Наша современная действи-
тельность нуждается в спасении: в трудных
материальных условиях человек должен
найти точку опоры, чтобы не упасть духом,
не скатиться в пропасть бытовых проблем
и неурядиц, не замкнуться в самом себе.
И в этом нам помогает природа, она дает ду-
ховные силы.
Пушкин писал роман «Евгений Онегин»
около восьми лет. Это огромный период в
жизни великого поэта. Из юноши он превра-
тился в окончательно сложившегося, зрело-
го человека и художника. В талантливом
и искреннем романе современники Пушкина
увидели живую действительность, узнали
самих себя и своих знакомых, всю окружа-
ющую среду, столицу, деревню, соседей-по-
мещиков и крепостных, Они услышали жи-
вую, разговорную русскую речь, еще силь-
нее почувствовали, как великолепна русская
природа.
На широком фоне русских картин жизни
показана драматическая судьба лучших лю-
дей, передовой дворянской интеллигенции
эпохи декабристов. В поэтическом наследии
Пушкина поражает большая разносторон-
ность его дарования. Изображая пейзаж,
чуткий и тонкий ценитель красоты в каждой
картине передает свое особенное, порой не-
уловимое обычным глазом, видение. Пейзаж
у Пушкина не бесчувственный, он имеет свой
смысл. Автор пишет: «Иные нужны мне кар-
тины: люблю песчаный косогор, перед из-
бушкой две рябины, калитку, сломанный за-
бор...». Перед поэтом Пушкиным — жизнь
и ее повседневная проза.
Уже в первых главах «Евгения Онегина»
дана зарисовка столицы и отношение к ней
самого автора: «Онегин, добрый мой приятель,
родился на брегах Новы, где, может быть,
родились вы или блистали, мой читатель.
Там некогда гулял и я, но вреден север для
меня!». Этой небольшой фразой Пушкин
иронично намекает на свою ссылку, в кото-
рую он отправился не по своей охоте. Море,
буйная стихия вдохновляют Пушкина. Он
точно дает зарисовку своего мятежного духа,
отдаваясь воспоминаниям молодости:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурною чредою,
С любовью лечь к ее ногам.
Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге,
не был на юге, природа быстро надоедает
ему, как и все на свете. Попав в деревню,
Онегин только первые два дня восхищается
переменой в его жизни, а потом снова ханд-
рит. Пушкин пишет:
«Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубравы,
Журчанье тихого ручья.
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле,
Потом уж наводили сон, потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же...».
Отчего же природа не вылечила Онегина?
Выросший в свете, который успел своим ядом
отравить его, Евгений не был поэтически тон-
кой натурой, как Ленский, он был ценителем
женской красоты, но часто красота внешняя
не соответствовала красоте внутренней, по-
этому Онегин, развратившись и пресытив-
шись любовью, быстро остывал. Ум его требо-
вал пищи, но душа молчала.
Пушкин, как никто другой, остро чувству-
ет тишину, природу, сливаясь с ней целиком.
Самые счастливые творческие мгновения дала
ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся
мечте, когда пишет: «Я был рожден для жиз-
ни мирной, для деревенской тишины; в глуши
звучнее голос лирный, живее творческие
сны». И далее продолжает: «Цветы, любовь,
деревня, праздность, поля! я предан вам ду-
шой. Всегда я рад заметить разность между
Онегиным и мной».
Татьяна близка автору тем, что она тонко
воспринимает красоту полей, лесов, она «ди-
тя природы». Многие писатели отмечали, что
девушки, выросшие в глухой провинции, бо-
283
лее восприимчивы к красоте. «Деревня, где
скучал Евгений, была прелестный уголок»,
а Татьяна жила рядом, среди красот русской
природы, где «стада бродили по лугам» и
«сени расширял густые огромный, запущен-
ный сад». Какая идиллия! Казалось бы, Лен-
ский внутренне больше подходит Татьяне, он
мог бы понять то, чем она жила.
Пушкин о Ленском пишет: «Он рощи по-
любил густые, уединенье, тишину, и ночь,
и звезды, и луну». Это все очень близко Та-
тьяне, она воспитана на этом романтизме
и мечтательности. Но Ленскому дает вдох-
новение .Ольга, он приписывает ей черты,
которые выдумал сам. Мила, прелестна, но
не более того. Внутренне пустая и недале-
кая, она казалась Ленскому другой. Он бого-
творил в ней то, что ему хотелось видеть,
то есть «невинной прелести полна, она цвела,
как ландыш потаенный, незнаемый в траве
глухой ни мотыльками, ни пчелой», а вместо
ландыша оказалось, что вырос глупенький
сорнячок, который «он любил, как в наши ле-
та уже не любят, как одна безумная душа
поэта еще любить осуждена».
Сон Татьяны оказался пророческим, она
чутка, у нее хорошо развита интуиция. Я ду-
маю, что такую душу она получила от мате-
ри-природы.
На всю деревенскую природу: на русскую
весну, на русскую осень, на русскую зиму —
Пушкин смотрит глазами Татьяны. Так лю-
бовно и трепетно воспроизведены гадания при
луне или поэзия русских Святок со старой
песней о потерянном мужицком рае.
Поэтические картины природы в «Евге-
нии Онегине» просто великолепны. «Как гру-
стно мне твое явленье, весна, весна! Пора
любви! Какое томное волненье в моей душе,
в моей крови», — пишет автор. Все эти ли-
рические отступления помогают нам лучше
понять героев и эпоху, проникнуть в душу
самого автора, ощутить полноту и краски
жизни.
Белинский очень точно заметил, что Пуш-
кин чувствует бег времени, он выражает луч-
ший тип русского национально характера сво-
ей эпохи. Душе поэта чужда кастовая изо-
ляция и духовная ограниченность. Богатая
духовная жизнь позволяла ему открывать та-
ящуюся в природе красоту.
Пейзаж очень важен в романе: он созда-
ет психологически верные портреты, героев
и передает дух времени. Картины природы
в творчестве Пушкина, кроме того, служат
превосходным средством воспитания любви
к Родине, потому что можно любить лишь ту
землю, ту красоту, среди которой вырос. Ми-
лые сердцу картины не забываются никогда,
как никогда нельзя забыть детство. Природа
делает нас нравственно чище. В «Евгении
Онегине» Пушкин писал о себе, о своих чув-
ствах, о своей Родине, где страдал и любил,
где набирался творческих сил.
Говоря об идейном значении реалисти-
ческого пейзажа Пушкина, критик Тома-
шевский, написавший ряд замечательных
работ о поэте, отметил, что «точность описа-
ний, отказ от жеманства, правдивость отли-
чают поэзию Пушкина и ставят ее в первый
ряд по грандиозности изображения русской
природы».