СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ОБРАЗОВ
ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА
Образы Печорина и Онегина похожи не
только смысловым сходством. В. Г. Белинский
отмечал духовное родство Онегина и Печори-
285
на: «Несходство их между собой гораздо мень-
ше расстояния между Онегою и Печорою... Пе-
чорин — это Онегин нашего времени».
Романы «Евгений Онегин» и «Герой наше-
го времени» написаны в разное время, и вре-
мя действия этих произведений разное. Ев-
гений жил в эпоху подъема национального
и социального самосознания, вольнолюбивых
настроений, тайных обществ, надежд на ре-
волюционные преобразования. Григорий Пе-
чорин — герой эпохи безвременья, периода
реакции, упадка общественной активности.
Но проблематика обоих произведений одна —
духовный кризис дворянской интеллигенции,
критически воспринимающей действитель-
ность, однако не пытающейся изменить, усо-
вершенствовать устройство общества. Интел-
лигенции, которая ограничивается пассивным
протестом против бездуховности окружаю-
щего мира. Герои уходили в себя, бесцельно
растрачивали свои силы, сознавали бессмыс-
ленность своего существования, но не обла-
дали ни общественным темпераментом, ни
социальными идеалами, ни способностью к
самопожертвованию.
Онегин и Печорин воспитывались в одних
условиях, с помощью модных французских
гувернеров. Оба получили достаточно хоро-
шее по тем временам образование. Онегин об-
щается с Ленским, беседует на самые разно-
образные темы, что говорит о его высокой об-
разованности:
...Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь...
Печорин свободно обсуждает с доктором
Вернером самые сложные проблемы совре-
менной науки, что свидетельствует о глуби-
не его представлений о мире и широте инте-
ресов.
Однако оба они не имели привычки к са-
мостоятельному систематическому труду —
привычка праздности развратила их души.
Онегин, «преданный безделью, томясь ду-
шевной пустотой... отрядом книг уставил пол-
ку, читал, читал, а все без толку: там скука,
там обман и бред; в том совести, в том смыс-
ла нет». Печорин столь же рьяно взялся за
книги и столь же легко оставил их: «Я стал
читать, учиться — науки тоже надоели». Не-
способность к целеустремленной, сосредото-
ченной работе над собой, вызванной доступ-
ностью, легкостью всего получаемого от жизни,
отсутствие ясных представлений об общест-
венных идеалах — все это привело их к от-
рицанию «света пустого» и глубокой неудов-
летворенности своей жизнью.
Но до отрицания светских удовольствий
оба героя охотно предавались им, нисколько
не смущаясь праздному времяпрепровожде-
нию. Оба весьма преуспели в «науке страсти
нежной, которую воспел Назон».
Онегин был холодно расчетлив в любов-
ной игре:
Кате он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым
Приятной лестью забавлять-
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук,
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья...
Также предусмотрительно, в полном со-
ответствии со светскими правилами оболь-
щения, обходился с женщинами и Печорин:
«...знакомясь с женщиной, я всегда безоши-
бочно отгадывал, будет ли она меня любить...
Я никогда не делался рабом любимой жен-
щины, напротив, я всегда приобретал над их
волей и сердцем непобедимую власть... отто-
го ли я никогда ничем очень не дорожу...»
Однако, на мой взгляд, Онегин гораздо
мягче, человечнее Печорина. Осознав сует-
ность светской жизни, он, встретив прекрас-
ную девушку, благородно не воспользовался
неопытностью, искренностью неискушенной
души. Хоть «язык девических мечтаний в
нем думы роем возмутил», Онегин, душевно
опустошенный светской жизнью, осознаю-
щий, что «мечтам и годам нет возврата» де-
ликатно отвергает любовь Татьяны: «Я вас
люблю любовью брата и, может быть, еще
нежней».
Печорин же беззастенчиво пользуется
любовью милой, бесконечно преданной ему
Бэлы, провоцирует любовь безразличной ему
княжны Мери, чтобы только досадить пусто-
му и самонадеянному Грушницкому и лиш-
ний раз убедиться в своей власти над женщи-
нами. Безжалостно растаптывая чужое чувст-
286
во, Печорин вызывает уже не сострадание,
а неприязнь.
Оба героя эгоистичны и неспособны к под-
линной дружбе.
Онегин «поклялся Ленского взбесить и
уж порядком отомстить», поддавшись поры-
ву минутной душевной слабости. Он сожале-
ет о дуэли, сознает ее бессмысленность, но не
может преодолеть ложного представления
о дворянской чести. «Убив на поединке дру-
га», Онегин мучительно страдает и, неприка-
янный, пытается бежать от самого себя.
Печорин же сознательно провоцирует,
Грушницкого на вызов, и почти не сожалеет
о загубленной жизни пустого, суетного, не
очень порядочного, но все же достаточно без-
вредного человека. Он признается: «Я лгал,
но мне хотелось его победить. У меня врожден-
ная страсть противоречить...»
Впоследствии Онегин оказывается спо-
собным на настоящее чувство. Он казнит
себя за то, что боялся потерять свою «по-
стылую свободу» и отказался от большой
любви:
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан...
Евгений страстно и самоотверженно
влюблен, и отказ Татьяны воспринимает как
жизненную трагедию, крах своих надежд на
обыкновенное человеческое счастье.
Печорин же непреклонен, заявляя: «...двад-
цать раз жизнь свою, даже честь поставлю на
карту, но свободы моей не продам».
И Онегин и Печорин, растрачивая себя
впустую, терпят жизненную неудачу. Не видя
перед собой общественных целей, они так и не
находят смысла в жизни. Оба сожалеют о за-
губленной молодости. Это мыслящие, страда-
ющие, хоть и эгоистичные герои.
Онегин безнадежно устал от жизни и вос-
клицает:
Зачем не пулей я пронзенный,
Зачем не хилый я старик?..
Печорин называет себя «нравственным
калекой», осознав, что «лучшие мои качест-
ва, боясь насмешки, я хоронил в глубине
сердца». Оба героя, повторим, терпят жиз-
ненную неудачу и оба осознают это. И все же
Печорин более активный, деятельный, а Оне-
гин более человечный, отзывчивый. Печорин
ищет смерти и погибает, Онегин с мятущей-
ся душой безрадостно смотрит в будущее.
Недюжинные силы этих „героев не находят
себе применения, их страдающий эгоизм не
позволяет им открыться другим, посвятить
свою жизнь обществу.