БЫТ И НРАВЫ
НАЧАЛА ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА
(по роману А. С. Пушкина
«Евгений Онегин»)
Роман «Евгений Онегин» — реалистиче-
ское произведение. А. С. Пушкин изобразил
в нем современное ему дворянское общество
20-х годов XIX века, детально показав при
этом,, как и чем живут дворяне не только в
обеих столицах, но и в провинции.
Для петербургского дворянства характер-
ны суетность и мишурность: «везде поспеть
немудрено». День главного героя Евгения Оне-
гина — воплощение суеты:
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенъя? В самом деле,
Три дома на вечер зовут...
А затем — сменяющие друг друга раз-
влечения. Онегин живет по часам, не прида-
вая смысла тому, что делает. День у него на-
чинается после полудня, он встает поздно —
это одна из черт жизни аристократов. После
обеда Онегин едет в театр, хотя тот и поте-
рял для него очарование, стал чем-то обы-
денным, надоевшим:
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят...
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
Бал начинался в девять или десять часов
вечера, но в обычае светских молодых людей
было принято приезжать зй полночь. После
ночного развлечения Онегин отправлялся
спать:
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет, он.
Евгений в рамках того времени был чело-
веком достаточно высокообразованным и хо-
рошо воспитанным, хотя учился и воспиты-
вался дома:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно.
А еще Пушкин отмечает, что Онегин «ост-
рижен по последней моде». В кабинете у героя
«янтарь на трубках Цареграда, фарфор и
бронза на столе, духи в граненом хрустале».
В этом столичном обществе превыше все-
го ставится общественное мнение, которое
создает особенный тип поведения:
И вот общественное мненье1.
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Основная черта провинциального дворян-
ства — патриархальность, верность старине:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.
Среди провинциальных развлечений осо-
бое место занимает бал, причем новые вея-
ния еще не проникли в глубинку, и поэтому
в танцах господствует традиция:
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы.
В провинции женщины читают в основ-
ном сентиментальные романы. Круг чтения
Татьяны типичен для деревенской барышни:
романы Ричардсона и Руссо, сонник Марты-
на Задеки.
Деревенские жители много едят. Пушкин
с удовольствием описывает деревенские раз-
носолы. Еда составляет чуть ли не самую су-
щественную часть деревенской жизни.
Поместные дворяне — одна большая се-
мья. Они любят посудачить друг с другом.
Взаимоотношения дворян с крестьянами не
являются самостоятельной темой в романе,
о них лишь упоминается в связи с характе-
ристикой основных действующих лиц:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зеркалом поместного дворянства может
служить семья Лариных. Пушкин подробно
описывает их быт. Мать Ольги и Татьяны в
молодости была московской барышней. По-
292
том она вышла замуж за помещика, сначала
плакала, а потом привыкла, стала полновла-
стной хозяйкой:
Она езжала по работам
Солила на зиму грибы.
В романе изображены также гости Лари-
ных, которые приехали на именины Татьяны:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздик, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая...
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
Нетрудно заметить, что у всех гостей «гово-
рящие» фамилии. И конечно же, все они неис-
правимые консерваторы. Когда Онегин заме-
нил барщину оброком, они назвали его опас-
нейшим чудаком и дружбу с ним прекратили.
Там же, в деревне, встречались и лучшие
представители дворянства. Таковы Ленский
и Онегин. Ленский стал близким другом Евге-
нию. Он увлекался модными в то время фи-
лософскими учениями и оторванной от жизни
мечтательной романтической поэзией. У Лен-
ского много прекрасных задатков, но ему не-
достает знания и понимания действительнос-
ти. Он воспринимает людей как романтик и
мечтатель.
Как и Онегину, Ленскому чуждо общест-
во провинциального дворянства с его узкими
интересами, но он идеализирует Ольгу Лари-
ну — обыкновенную девушку, которая легко-
мысленно относится к любви. Ее образ — это
пародия на сентиментальный портрет.
Центральный женский образ в романе —
образ Татьяны Лариной. Пушкин называет
свою героиню «русскою душою», «ми'лым
идеалом». В характере Татьяны есть черты,
которые роднят ее и с Онегиным и с Ленским.
Татьяна поражает своеобразием, самобытно-
стью. Онегин «нелюдим», живет «анахоре-
том», и Таня «в семье своей родной казалась
девочкой чужой». Одинокой она чувствует
себя и в деревне, и в высшем свете. Она про-
ста и искренна.
Татьяну воспитывала крепостная няня.
Няня Татьяны — подлинный представи-
тель женщин из простого народа. Она рас-
сказывает в романе о судьбе женщины-кре-
стьянки.
Жизнь в провинции течет размеренно,
однообразно, но в то же время она не лише-
на определенного практического смысла, а в
жизни московского общества «не видно пере-
мен», «все на старый образец». В гостиных
можно услышать бессвязный вздор. В дво-
рянском собрании собираются, чтобы пока-
зать новый жилет, похвастаться тем и этим.
Московская жизнь скучна и пуста. Все в ней
бледно, равнодушно: «Они клевещут даже
скучно». Вообще же Москва представляет
собой как бы промежуточное звено между
провинцией и Петербургом.
«Евгений Онегин» — в высшей степени
оригинальное и национальное русское произ-
ведение. Роман Пушкина составил прочное
основание новой русской поэзии, новой рус-
ской литературе.