МОЕ ЛЮБИМОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
(«Парус»)
Одним из первых произведений велико-
го русского поэта М. Ю. Лермонтова, с кото-
рым я познакомился еще в детстве, было
стихотворение «Парус». Еще в те годы оно
произвело на меня большое впечатление
своей образностью, поэтической красотой,
глубокими переживаниями, чувствами и
мыслями, отраженными в нем. Шло время,
я читал и читал Лермонтова, но все-таки не
встречал стихотворения, которое пришлось
бы по душе больше, чем «Парус». (Близки
к нему «Горные вершины», но это перевод
из Гёте.)
Продолжает оно восхищать меня и сей-
час своей лаконичностью и точностью, прав-
293
дивым и впечатляющим образом, мелодич-
ностью и скрытым в нем раздумьем, тоской,
грустью. В отличие от других стихов Лер-
монтова («Бородино», «Смерть поэта», «Ду-
ма») оно невелико — в нем всего три четве-
ростишия. Но от всех этих больших и слегка
неуклюжих стихов веет духом публицисти-
ки, и хотя я не собираюсь оспаривать их
поэтические достоинства (они бесспорны),
меня они трогают меньше. Может быть, по-
тому, что мои стихи, которые я пишу сей-
час, больше созвучны не зрелым стихо-
творным раздумьям Лермонтова, а юноше-
скому «Парусу».
Прежде всего — образ. В этом стихотво-
рении он слит с описанием паруса и гармо-
нией, спокойной и мечтательной гармонией
стиха. Мы как бы представляем себе карти-
ну, которую рисует поэт. Но это не просто
картина, это во многом автопортрет. Мы ви-
дим в ней, как зеркале, душу поэта, и па-
рус — это уже сам поэт, его душа, его ищу-
щее сердце. И ближе становится смысл:
в сущности, стихи не о парусе — стихи о са-
мом себе.
Наиболее точные эпитеты — «одинокий»
и «мятежный». Поэт всегда таков, таким он
должен быть, для этого он и рожден. Пусть
у него есть все, что нужно, казалось бы,
для благополучия, но он не успокаивается,
«просит бури», и никакие «золотые лучи
солнца» и «лазурные струи» не удержат
жаждущую свободной бури душу, не лишат
ее своей стихии. И в этом стремлении Лер-
монтов одинок, ибо мало охотников пойти
с ним: ведь он «счастия не ищет», ему не ну-
жен покой. И все стихотворение подчинено
этой мысли, переданной через образ паруса.
Вот она перед нами, душа великого поэта,
в двенадцати строках юношеского стихотво-
рения, и сколько в ней красоты, мудрости
и грусти, грусти об этих глупых людях, не
понимающих парус души и навсегда остаю-
щихся на берегу.
Именно этой идеей близко мне это про-
изведение, за это я так его люблю и считаю
одним из лучших творений Лермонтова.
Только две его вещи так взволновали меня:
«Мцыри» и «Парус». Вряд ли можно найти
что-то более прекрасное в поэтическом на-
следии поэта.