МИРООЩУЩЕНИЕ ПОЭТА
В СТИХОТВОРЕНИИ «ПАРУС»,
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
И ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ
Поэзию Лермонтова не спутаешь ни с
чьей другой. Ей присуща та очаровательная
музыкальность, которая редко кого оставит
равнодушным. Вот уже почти две сотни лет
стихи, проза, судьба Лермонтова восприни-
маются миллионами людей как очень личное
переживание, и каждый, в свою очередь, от-
крывает Лермонтова для себя одного.
Нам нужен Лермонтов такой, какой он
есть, — грустный, печальный, даже немного
отчаявшийся, но в этом ведь его неповтори-
мость. В отчаянии Лермонтова есть такое
бурное жизнеутверждение, которого не най-
дешь в других на первый взгляд очень опти-
мистичных стихах. Может быть, это жизне-
утверждающее отчаяние и привлекает к не-
му нас.
Старшее поколение, наверное, притягива-
ет не юношеская мятежность Лермонтова, а
непонятная, тревожащая, необъяснимая зре-
лость его мысли.
В стихотворении «Парус», на мой взгляд,
как в зеркале, отражается вся поэзия Лер-
монтова. При всей своей лаконичности (две-
надцать строк) оно поражает образностью, по-
этической красотой, глубиной переживаний,
чувств и мыслей, заключенных в нем.
Образ паруса навевает спокойствие и гар-
монию, настраивает на чуть мечтательный
лад. Но в сущности этот парус так похож на
самого автора, что невольно за простыми стро-
ками чувствуешь душу самого поэта. «А он,
мятежный, просит бури...» Ведь и сам Лермон-
тов точно такой же — «одинокий» и «мятеж-
ный»; это он «просит бури», и ни «золотые лу-
чи солнца», ни «лазурные струи» не могут
удержать его, ведь это его стихия.
Романтическое мироощущение, свойст-
венное ранним стихам Лермонтова с их не-
приятием повседневной действительности,
темой одиночества и жаждой неограничен-
ной свободы, в стихотворении «Парус» уже
переосмысливается и углубляется. Лермон-
тов старается быть объективным, изображая
внутреннее «я». Это не однозначное роман-
294
тическое самоутверждение. Мы это можем
видеть, анализируя композицию стихотво-
рения. В первых двух строках каждой стро-
фы поэт рисует меняющуюся картину моря
и парус, а в двух последних показывает ре-
акцию лирического героя, который пытается
разгадать тайну судьбы паруса и дать ей
оценку.
Все стихотворение построено на ярких
и контрастных противопоставлениях. С одной
стороны, буря, а с другой — покой и умиротво-
рение, чужая и далекая страна и родной край,
движение навстречу неизвестности и бегство
от постылой и наскучившей жизни, обретения
и потери, далекое «там» и «тогда» и близкое
«здесь» и «сегодня», сиюминутное «сейчас» и
вечное «всегда».
Уже в первой строфе стихотворения мы
сталкиваемся с мотивом одиночества. И па-
рус, и поэт — одиноки оба; может быть, по-
этому автор так близко к сердцу принимает
судьбу паруса. Буря, изображенная Лермон-
товым во второй строфе, не приносит пару-
су избавления от неудовлетворенности своим
существованием. Если сравнить конечный
и первоначальный вариант фразы, то мы
увидим небольшую разницу. В черновом
наброске написано: «Увы! он ничего не ищет»,
в то время как в окончательном варианте:
«Увы! он счастия не ищет». Таким образом,
парус вроде бы бесцельно странствует по мо-
рю. Тот факт, что в окончательной редакции
стихотворения парус не ищет счастья, соот-
ветствует духу лермонтовской поэзии, в ко-
торой мотив счастья нередко представлен
через его отрицание, как невозможность до-
стижения счастья здесь, на земле, в конкрет-
ных условиях существования. Счастье для
Лермонтова является одной из тех вечных
категорий, над которыми он постоянно раз-
мышляет. Он жаждет счастья и в то же вре-
мя осознает, что его просто-напросто нет,
а если оно и есть, то недостижимо. Это двой-
ственное состояние характерно и для автора,
и для его героя. Счастья нет ни в умиротво-
рении и спокойствии, когда море кажется
безмятежным, ни в буре. Все это было, есть
и будет как в природе, так и в жизни, все
кроме счастья, которого нет. Поэтому парус
не может найти успокоения, а вместе с ним
не в силах установить равновесие между
внутренним миром и миром внешним и сам
автор.
Белинский писал, что в поэзии Лермонто-
ва неизменно присутствуют «вопросы о судь-
бе и правах человеческой личности». Лер-
монтов постоянно искал ответы на вопросы,
касающиеся человеческого бытия, пытался
докопаться до его цели и смысла. Поэт был
уверен в том, что существует смысл жизни,
какая-то цель бытия, пусть пока ему и неве-
домая. Поэтому и парус, казалось бы бес-
цельно слоняющийся по морю, найдет при-
станище среди житейской суеты и рано или
поздно найдет разгадку своего бытия. И важ-
но не столько выйти победителем в схватке
с неотвратимой судьбой, сколько иметь му-
жество бросить ей вызов.