ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ
В ТВОРЧЕСТВЕ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
(вариант 1)
Проблемы искусства, мысли о назначении
поэта проходят через все творчество Лер-
монтова. Его интересовали все виды искусст-
ва: музыка, живопись, — но все же предпо-
чтение он всегда отдавал поэзии. Осознав,
что она и есть его призвание, Лермонтов стал
задумываться, а для чего нужна она людям,
и нужна ли вообще, и какой должна быть на-
стоящая поэзия. Дать однозначный ответ на
все эти вопросы не смог еще ни один творче-
ский человек. Несмотря на то что тема поэта
для Лермонтова была глубоко личной, его
стихотворения о поэте и поэзии связаны с
предшествующей литературной традицией:
декабристская лирика, романтическая по-
эзия и, главное, программные декларации его
кумира, «дивного гения», А. С. Пушкина.
Уже в ранней лирике Лермонтова тема
поэта и поэзии соединяется с мотивами об-
щественными. Подтверждение этому — стихо-
творение «К***» («О, полно извинять раз-
врат!..»}, где автор создает образ поэта-граж-
данина, который «пел о вольности, когда
299
тиран гремел, грозили казни». Главная зада-
ча поэта, считал в те годы Лермонтов, гово-
рить людям правду, какой бы она ни была.
В связи с этим в стихотворении «Мой дом»
поэт пишет: «Мой прекрасный дом для чув-
ства этого построен».
В зрелом творчестве уже состоявшегося
поэта тема поэзии звучит по-новому. Лермон-
тов уже далек от романтических представле-
ний о поэте как духовном вдохновителе наро-
да: слишком не вязалось это с действительно-
стью. Наоборот, он достаточно четко осознает
трагичность судьбы творца и не только объяс-
няет ее враждебностью света, но и связывает
с общественными условиями. В том, что ги-
бель поэта в мире зла неминуема, убеждала
Лермонтова и судьба его гениального предше-
ственника. В стихотворении написанном под
непосредственным впечатлением трагических
событий, Лермонтов трактует гибель Пуш-
кина как проявление борьбы добра со злом.
В стихотворении звучит мотив одиночества
поэта в мире материальных ценностей:
Не вынесла душа поэта ^
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
В стихотворении «Поэт» автор сравнивает
поэзию с кинжалом, который был некогда
грозным оружием, а теперь, в эпоху далеко не
героическую, превратился в ненужную вещь,
и назначение его теперь — в золотых ножнах
украшать стену. Власть над сердцами поэт
променял на богатство и смирился с судьбой.
Эта жалкая роль возмущает Лермонтова, вы-
зывает гнев:
В нага век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенъе?
В последней строфе стихотворения — го-
речь, обида, и боль, и стыд Лермонтова за не-
завидную и недостойную роль поэта, утра-
тившего свое историческое назначение быть
пророком и возвышаться над толпой, и вмес-
те с тем — надежда на перемены, на возвра-
щение поэзии ее истинной роли:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Как истинного творца и ценителя слова,
Лермонтова не могло не тревожить состояние
современной литературы в целом, которая,
по мнению автора, явно деградировала. В сти-
хотворении «Журналист, читатель и писа-
тель» Лермонтов устами читателя возмуща-
ется, что часто вместо стихов с глубоким
идейным смыслом можно встретить бессмыс-
ленные и пустые стишки, не имеющие ничего
общего с настоящей поэзией:
Стихи -— такая пустота;
Слова без смысла, чувства нету,
Натянут каждый оборот;
Притом — сказать ли по секрету? —
И в рифмах часто недочет.
Проза также, по мнению автора, обедне-
ла: сплошные переводы, а если и встреча-
ется оригинальное произведение, то или
«...над Москвой смеются или чиновников бра-
нят». Избитые темы никому давно не инте-
ресны, литература оторвана от жизни: «С ко-
го они портреты пишут? Где разговоры эти
слышут? ».
Кроме того, Лермонтов остро почувство-
вал значение журналистики (критики) в но-
вых условиях русской жизни. Его мысль в
этом стихотворении прямо продолжает пуш-
кинскую. Автор указывает на жалкую роль
современной журналистики. Устами недо-
вольного читателя он заявляет:
В чернилах ваших, господа,
И желчи едкой даже нету —
А просто грязная вода.
Критики весьма односторонне, по мне-
нию Лермонтова, понимают свои задачи, ко-
торые сводят только к указанию недостат-
ков литературных произведений, часто ме-
лочного свойства.
Что касается писателя, то в такую эпоху
ему трудно найти себе применение: «О чем
писать?». Лишь изредка «забот спадает бре-
мя», лишь в такие моменты писатель берет-
ся за перо («Тогда пишу. Диктует совесть,
пером сердитым водит ум...») и предает бума-
ге все мысли, но вот беда — он не решается
вынести написанное на суд читателя: толпа
его не поймет и его же осудит:
К чему толпы неблагодарной
Мне злость и ненависть навлечь,
Чтоб бранью назвали коварной
Мою пророческую речь?
300
В 1841 году Лермонтов пишет стихотво-
рение «Пророк», повторяя название пушкин-
ского стихотворения, в котором автор наме-
чал путь истинного поэта: «И, обходя моря и
земли, глаголом жги сердца людей». В своем
«Пророке» Лермонтов как бы показывает
путь поэта, внявшего наставлениям великого
предшественника. Путь этот оказался нео-
бычайно трудным и, самое главное, трагиче-
ским. В ответ на любовь «ближние мои бро-
сали бешено каменья». Изгнанному пророку
добра и любви приходится жить в пустыне,
в одиночестве. Только звезды, звери и птицы
понимают его и радуются его речам. Носи-
тель высоких истин, призванный просвещать
людей, становится объектом гонений и на-
смешек. Судьба пророка, по мнению Лермон-
това, трагична: природа его отлична от при-
роды измельчавшего человечества.
Различие позиций двух русских великих
поэтов — в различии эпох, в специфике вре-
мени: А. С. Пушкин — в момент националь-
ного подъема, связанного с победой в войне
1812 года, Лермонтов — в эпоху беспросвет-
ной николаевской реакции.