СТИХОТВОРЕНИЕ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«СМЕРТЬ ПОЭТА»
Стихотворение «Смерть Поэта» явило
России имя Лермонтова, и оно же подняло
молодого поэта на огромную высоту. Стихо-
творение не осталось неоцененным современ-
никами. Позднее А. В. Дружинин скажет:
«Когда погиб Пушкин, перенесший столько
неотразимых обид от общества, еще не до-
зревшего до его понимания, — мальчик Лер-
монтов в жгучем поэтическом ямбе первый
оплакал поэта, первый кинул железный стих
в лицо тем, которые надругались над памя-
тью великого человека. Немилость и изгна-
ние, последовавшие за первым подвигом по-
эта, Лермонтов, едва вышедший из детства,
вынес так, как переносятся житейские невз-
годы людьми железного характера, предназ-
наченными на борьбу и владычество».
Вызвавшие горячий отклик стихи Лер-
монтова повторялись из уст в уста, перепи-
сывались и расходились в десятках списков.
Такой общественный резонанс не мог не
встревожить царя и не вызвать его ответной
реакции: автор крамольных стихов был сослан
на Кавказ, подвергались наказанию и люди,
популяризировавшие лермонтовские стихи.
Одним из них был близкий друг молодого по-
эта С. А. Раевский.
Стихотворение начинается простой кон-
статацией смерти Пушкина. Дальше гово-
рится о причине смерти и отдается дань бла-
городству, чести и гордости поэта:
Погиб Поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
В следующих строках Лермонтов с обидой
и гневом обращается ко всем, кто участвовал
в травле поэта, кто распускал грязные слухи
о его жене, а теперь присутствует на похоро-
нах и высказывает «пустых похвал ненужный
хор и жалкий лепет оправданья».
Презрение автора обращено к Дантесу,
который недостоин великого поэта, «дивного
гения», — он всего лишь жалкий иностранец,
«подобный сотням беглецов, на ловлю счастья
и чинов заброшен к нам по воле рока». Удив-
ление вызывает у поэта то, как могли сооте-
чественники принять сторону человека, пре-
зирающего их быт, нравы и культуру:
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
Все строки лермонтовского стихотворения
проникнуты неподдельной любовью к «дивно-
му гению», любовью младшего брата. Не зря
в третьей части он, как часто случается, на-
чинает предполагать, как можно было бы из-
менить ход событий и избежать смерти род-
ного человека:
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый
и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным...
И снова — обличение обществу, где царят
зависть, лицемерие, предательство, подлость
и обман, где друзья оказываются врагами, где
не хватает воздуха певцам воли и свободы:
303
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
В последних строках стихотворения ав-
тор, обращаясь к виновникам смерти велико-
го Пушкина, к «наперсникам разврата», вы-
носит им строгий и страшный приговор —
предстать перед Божиим судом, который «не
доступен звону злата, и мысли и дела он зна-
ет наперед». Если от общественного суда мож-
но откупиться богатством, если людей можно
обмануть новой ложью, говорит автор, то от
суда Божиего не откупишься ничем, а он на-
станет непременно:
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!