ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
(вариант 1)
И ненавидим мы,
И любим мы случайно.
М. Ю.Лермонтов
С именем Лермонтова открывается новая
страница русской литературы. Лермонтова
часто рассматривают как поэта, в творчестве
которого много трагического. Нельзя забы-
вать о том, что истоки трагизма в творчестве
Лермонтова — это не только его личная
судьба, и как человека, и как поэта, но и тра-
гизм окружающей действительности. Трид-
цатые годы — это годы реакции в России, все
лучшее сгноили, разогнали, сослали в Си-
бирь. Характеризуя творчество Лермонтова,
Белинский позднее скажет: «Без отрицания
жизнь превратится в стоячее и вонючее боло-
то». Белинский верно заметил основное про-
тиворечие романтического восприятия мира
Лермонтовым — это противоречие между
идеалом и действительностью, которое в твор-
честве Лермонтова достигает предельного
напряжения. Его произведения поражают
беспощадностью отрицания и могучим поле-
том мечты. Лермонтовский романтизм осно-
ван на твердом убеждении, что существует
«жизнь иная», что человек создан для любви,
для счастья.
Любовь занимает большое место в по-
эзии Лермонтова. Позднее Тургенев ска-
жет: «По тому, как может любить человек,
мы можем судить о его внутренней зрелос-
ти». Лермонтов как личность сформировал-
ся очень рано. В пятнадцать лет у него уже
были глубокие, философские стихи о любви,
о родине, о тайне человеческого бытия. Он
пишет: «Мне жизнь все как-то коротка, и все
боюсь, что не успею свершить чего-то». Иде-
алы Лермонтова беспредельны: он жаждет не
простого улучшения, жизни, а «полного бла-
женства», изменения несовершенной челове-
ческой природы, абсолютного разрешения
всех противоречий бытия. Существовать веч-
но — на меньшее поэт не согласен.
Любовь в творчестве Лермонтова носит
трагический отпечаток из-за его единствен-
ной, настоящей, неразделенной любви к дру-
гу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит
невозможность любви и окружает себя муче-
ническим ореолом, ставя себя вне мира
и жизни. Лермонтов грустит о потерянном
счастье:
Душа моя должна прожить в земной неволе
Не долго. Может быть, я не увижу боле
Твой взор, твой милый взор, столь нежный
для других.
Лермонтов подчеркивает свою отчужден-
ность от всего мирского: «Чего б то ни было
земного, но я не сделаюсь рабом». В понятии
Лермонтова любовь должна быть вечной, по-
эта не удовлетворяют «обычные», скоротеч-
ные страсти, и если он иногда увлекается
и отходит в сторону, то его строки — это не
плод больной фантазии, а всего лишь минута
слабости:
У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней.
Человеческая, земная любовь кажется
помехой для поэта на его пути к высшим
идеалам. В стихотворении «Я не унижусь
пред тобою...» он говорит, что вдохновение
для него дороже ненужных страстей, кото-
рые способны низвергнуть человеческую ду-
шу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова
носит роковой характер. Он пишет: «Меня
304
спасало вдохновенье от мелочных сует, но от
своей души спасенья и в самом счастье нет».
Бабушка Лермонтова говорила: «Странный
Мишель, пока одни подыскивают себе невест
и устраивают свои материальные дела, он
все витает в облаках, грезит о неземной люб-
ви». В стихотворении «Сонет» поэт пишет:
Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной,
И образ твой меж них, как месяц в час ночной,
Между бродящими блистает облаками.
Поэт пытается противопоставить унылой
действительности свои идеальные воззрения.
В этом отличие любовной лирики Лермонто-
ва от любовной лирики Пушкина. У Пушки-
на любовь, как божественный дар, радостна
и светла. Он не привносит неразрешимого
трагизма в свои лирические стихи, у него
любовь — всего лишь миг прекрасного, чару-
ющего, возвышенного. Он более реалистич-
ный и жизнерадостный в своих стихах, хотя
и у него порой проступают пессимистичес-
кие нотки.
В стихотворениях Лермонтова любовь —
чувство высокое, светлое, поэтическое, но
всегда неразделенное или утраченное. В сти-
хотворении «Валерик» любовная часть, став-
шая впоследствии романсом, передает горь-
кое чувство утраты связи с возлюбленной.
«Безумно ждать любви заочной? В наш век
все чувства лишь на срок; но я вас помню...» —
пишет поэт.
Традиционным в творчестве Лермонтова,
связанным с его личным опытом, стал мотив
неверной возлюбленной, недостойной вели-
кого чувства или не выдержавшей испыта-
ния временем. Разлад между мечтой и дей-
ствительностью проникает в это прекрасное
чувство, любовь Лермонтову приносит не ра-
дость, а грусть и страдание:
Мне грустно, потому что я тебя люблю.
Поэт раздумывает над вопросом жизни
и смерти. Он грустит о скоротечности жизни
и хочет успеть сделать как можно больше за
тот небольшой срок, который отведен ему на
земле. Ему «жизнь ненавистна, но и смерть
страшна». Лирические стихи Лермонтова от-
ражают глубину его восприятия окружаю-
щей жизни, в них сосредоточены душевные
переживания поэта, богатство его внутрен-
него мира. Он повсюду ищет гармонию, его
мысли о вечной свободе, о любви неразрывно
связаны с думами о несовершенстве мира,
о несправедливости по отношению к отдель-
ной личности. Страдания человека — в про-
тиворечивости чувств:
Никто не получал, чего хотел.
А что любил?