ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
(вариант 2)
Читая Лермонтова, нельзя не заметить,
что в его стихах много трагических, скорб-
ных тонов, его герои обречены на одиночест-
во. Эти мотивы перекликаются с характером
самого поэта. Звучат они и в любовной лири-
ке. В жизни Лермонтова была настоящая,
но неразделенная любовь. Возможно, поэто-
му в поэзии Лермонтова тема любви и тема
одиночества тесно перекликаются друг с
другом.
Накладывает отпечаток на любовную ли-
рику и эпоха, в которой жил поэт. В светском
обществе истинное чувство невозможно, лю-
бовь превращается в иллюзию. Любящий че-
ловек становится лишним и непонятым в об-
ществе. Лермонтовский же герой готов отдать-
ся этому чувству весь, без остатка и потому
в любом случае обречен на одиночество.
Обращение к любви, прекрасному, непо-
вторимому и светлому чувству, встречается
уже в ранней лирике Лермонтова. Единст-
венная, необыкновенная любовь — это преж-
де всего встреча с женщиной, которая может
понять и принять тебя и ответить на твое
чувство таким же искренним и сильным чув-
ством. Но лирический герой не верит в такую
любовь, преданную и безоглядную, и глубоко
страдает из-за этого. Его несбыточные мечты
вызывают в нем чувство обиды, протеста.
Это чувство встречается не только в ранней
лирике, когда молодость требует максима-
лизма во всем, в том числе и в любви, его
отголоски можно заметить и в более позд-
ние годы, когда, казалось бы, жизнь начина-
ет переосмысливаться и юношеские идеалы
меняются.
305
Светская женщина у Лермонтова ветре-
ная и непостоянная, для нее любовь — игра:
«И многим это сердце обещала, и никому его
не отдала». Этот упрек в непостоянстве Лер-
монтов бросает женщинам своего времени
и любви в целом. Настоящая любовь, полага-
ет он, не более чем романтический бред, вы-
думка. Но беда в том, что лермонтовский ге-
рой и сам романтик по натуре, поэтому час-
то забывает полученные горькие «уроки»
в любви и снова готов любить чисто и само-
забвенно. В такие минуты ему кажется, что
мечта сбылась и он нашел ее — ту единст-
венную, которой готов раскрыть душу. Но об-
щество со своим ханжеством и враждебнос-
тью становится препятствием для такой люб-
ви. Снова герою вместо любви достается лишь
мираж. Поэтому с такой горечью он признает-
ся: «Мне грустно потому, что я тебя люблю...»
В этих словах отразилось все: жажда счастья
и осознание его невозможности, тревога за
любимую женщину и протест против тира-
нии общественного мнения.
Человек не может быть счастливым. Эта
убежденность и определяет весь трагизм ли-
рического героя.
Пройдут десятилетия, появятся другие
поэты, которые пронесут через свое творче-
ство вечную тему любви. Такое же беском-
промиссное понимание любви будет звучать
в творчестве Блока и Маяковского. И тогда
Лермонтов окажется провидцем, человеком,
сумевшим почувствовать и передать вечную
драму бытия.