СТИХОТВОРЕНИЕ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДУМА»
«Дума» — одно из сильнейших стихотво-
рений Лермонтова, можно сказать, определя-
ющее для всего его творчества. Стихотворе-
ние написано в 1838 году, когда только фор-
мировалась новая русская интеллигенция
и начиналась борьба между западниками и
славянофилами, между революционными де-
мократами и либералами. Восстание на Се-
натской площади было позади, а жестокие
репрессии и гонения, которые предприняло
царское правительство по отношению ко
всем, кто хоть сколько-нибудь принимал в
нем участие, повергли страну в оцепенение.
«Вольнолюбивые мечты», кружившие головы
и побуждавшие к действию дворянскую мо-
лодежь пушкинской поры, теперь, спустя
всего лишь полтора десятка лет, не будора-
жили души, не заставляли сильнее биться
сердца современников Лермонтова — эти
мысли их вообще не посещали. Общество не
готово было открыто излагать свои мысли,
оно находилось в депрессии, в дремоте, в тя-
желой духовной апатии. Равнодушие, без-
действие — вот отличительные черты того
времени. Именно против них выступает Лер-
монтов в стихотворении «Дума». Мертвое об-
щество и печалит, и пугает поэта:
Печально я гляжу па наше поколенье'.
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Равнодушие и бездействие очень опасны
как для человека, так и для общества в це-
лом: равнодушный не способен по-настояще-
му ни смеяться, ни плакать, он не способен
отличить добро от зла. Бездействие делает
людей смиренными, уязвимыми и малодуш-
ными, оно порождает страх и зависимость от
более сильных:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию ~~ презренные рабы.
По мнению Лермонтова, общество, пре-
вратившее человека в раба, отнявшее у него
исконное чувство свободы, связанное с чув-
ством родины, лишается в конце концов си-
лы («Но юных сил мы тем не сберегли...»).
«Дума» — это философское стихотворе-
ние и вместе с тем обвинительный акт, предъ-
явленный современникам. Элегия в стихотво-
рении все время переходит в сатиру, каждая
строка — не только горькая констатация фак-
та, но и обличение. Через все произведение
проходит мысль о трусости и малодушии по-
коления, обреченного на гибель. Много храб-
рых людей среди молодежи, но отвага их рас-
трачивается впустую. Никто из них не спосо-
бен на подвиг, равный декабристам. Власть
превратила их в рабов. И не сочувствия, а
презрения заслуживают эти духовные рабы,
306
не сознающие своего рабства и довольные сво-
им унизительным существованием.
Вражда к абстрактному уму у Лермонто-
ва столь же велика, как и к «бездействию»:
Мы иссушили ум наукою бесплодной...
С ужасом, печалью, негодованием и сожале-
нием говорит автор о пустоте, которую оставит
потомкам его поколение. Своих современников
поэт не зря называет «толпой»: выдающихся
личностей, гениев среди них нет — равнодушие
охватило всех:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без -шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Заглядывая в будущее, поэт предчувству-
ет строгий суд потомков, которые будут пре-
зирать слабых и нерешительных.
В сознании поколения 30-х годов все оказа-
лось перевернутым и переосмысленным: «воль-
нолюбивые мечты» стали призраками, на сме-
ну им пришли идеи отрицательные: ирония,
безверие, отрицание, сомнение. Весь тон лер-
монтовской «Думы» воспроизводит эмоцию «со-
циального отчаяния», охватившую и современ-
ников поэта, и его самого.
Стихотворение «Дума» — это, по сути,
реквием, похоронная песня потерянному по-
колению, погрязшему в равнодушии и без-
действии, смирившемуся с грустной действи-
тельностью.