МОТИВЫ ЛИРИКИ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Как поэт и гражданин Михаил Юрьевич
Лермонтов формировался в эпоху после раз-
грома декабристского восстания, которое
произошло в декабре 1825 года. Прогрессив-
ная часть дворянской молодежи не могла
принять жесткого николаевского режима, по-
следовавшего за восстанием на Сенатской
площади, но она не вступала в открытую
борьбу с самодержавием, не верила в победу
над ним. И все же реакция не могла остано-
вить развития общественной мысли в Рос-
сии. Изредка печатались произведения по-
этов-декабристов — Кюхельбекера, Одоев-
ского и других, начали свою литературную
деятельность Н. В. Гоголь, критик В. Г. Бе-
линский.
В тридцатые годы XIX века продолжал
развиваться критический реализм, но одно-
временно с ним существовал и романтизм.
Ярким примером романтизма в творчестве
Лермонтова является стихотворение «Па-
рус», написанное восемнадцатилетним по-
этом:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
В интимной лирике Лермонтова мало
светлого, радостного, что было характерно и
для Пушкина. В одном из стихотворений он
признавался: •
Пусть я когда-нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою.
Любовное чувство лирического героя у Лер-
монтова наполнено тоской, ему сопутствуют
трагические обстоятельства, тяжелые предчув-
ствия. Чаще всего Лермонтов пишет о неразде-
ленной любви, об измене женщины, не сумев-
шей оценить возвышенные чувства.
Трагизм любовной лирики был обуслов-
лен обстоятельствами личной жизни поэта.
Цикл стихов посвящен Наталье Федоровне
Ивановой, дочери известного драматурга.
Вначале Иванова отвечала взаимностью Лер-
монтову, была его близким другом, но любов-
ное увлечение поэта окончилось несчастливо.
Измена любимой женщины послужила пово-
дом для создания стихотворения «Я не уни-
жусь пред тобою...»
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
307
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком много видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы любить тебя сильней.
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец! — лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала лъ цену?
Ты знала — я тебя не знал!
С резкой критикой современного ему поко-
ления выступил Лермонтов в стихотворении
«Дума» (1838 г.). Это стихотворение — горь-
кая поэтическая исповедь поколения, которое
живет без активного действия и не верит в его
пользу. Оно «старится в бездействии». У это-
го поколения нет ни глубоких чувств, ни проч-
ных убеждений:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Это поколение не способно сказать новое
слово в истории России. Стихотворение за-
канчивается пессимистически:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдет без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
«Дума» — это и лирическое стихотворе-
ние, проникнутое грустью, мечтательностью,
и одновременно сатира. •
По идейному содержанию с «Думой» свя-
зано стихотворение «И скучно и грустно...»,
написанное в форме лирического монолога.
Критик В. Г. Белинский восторгается этим
произведением. Он сравнивает его с «пото-
ком слез, давно накипевших», со струей го-
рячей крови из раны, с которой вдруг сорва-
ли повязку. В стихотворении наиболее полно
отразились особенности лирики Лермонтова.
Стихи Лермонтова — это почти всегда на-
пряженный внутренний монолог. Взгляд по.-
эта сосредоточен не столько на внешнем мире,
сколько на внутреннем душевном состоянии
человека. Поэт раскрывает борьбу противоре-
чивых мыслей своего лирического героя.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды-
Желанья!., что пользы напрасно и вечно
желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить... но кого же?., на время — не стоит
труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет
и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
Что страсти? — ведь рано иль поздно их
сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным
вниманьем вокруг, —
Такая пустячная и глупая штука...
Состояние души, которое, казалось бы,
трудно выразить словами, занимает главное
место и в стихотворении «Выхожу один я на
дорогу...» Философское содержание этого
произведения выявляется из сопоставления
спокойной и величественной природы и стра-
дающего человека, задающегося извечными
вопросами. Лирический герой Лермонтова
устал от невозможности понять самого себя,
от неосуществимости желаний. Поэтому в
нем нет той гармонии, которую он чувствует
в природе. Но у него осталась жажда пре-
красного, которое он связывает с любовью,
с единением с природой.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит.;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду лъ чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...
308
Лирика этого замечательного русского по-
эта близка каждому человеку. Поэзия Лер-
монтова — это вечные поиски смысла жизни,
истины и счастья, неразделимые с разочаро-
ванием и страданием. На мой взгляд, основ-
ной ее мотив — это мотив одиночества, кото-
рый пронизывает все его творчество. Одино-
ки герои его произведений, одинок и сам
поэт. Многообразные оттенки этого чувства
мы находим в его стихотворениях. Это одино-
чество на лоне природы («Выхожу один я на
дорогу...»), одиночество человека в толпе
(«Как часто пестрою толпою окружен...»). Это
неприятие всего, что составляет эмоциональ-
ную жизнь людей: любви, желаний, страстей
(«И скучно и грустно...»), бесплодность поис-
ков счастья и борьбы («Парус»), одиночество
в заточении («Узник»),