ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
(вариант 3)
Белинский назвал Лермонтова поэтом,
в котором выразился исторический момент
русского общества. И в самом деле, в своем
творчестве Лермонтов, как никто другой, от-
разил идеи и настроения молодежи 30-х го-
дов XIX века.
Ранняя лирика Лермонтова полна размы-
шлений об изменчивости музы, о пламени
вдохновения, о трагическом положении по-
эта. Ей присущ особый голос, который отли-
чает Лермонтова от других поэтов. Чаще
всего в тоне этого голоса звучат музыка и
грусть, поэт бросает вызов судьбе, ощущает
горечь потерь и признается в любви к роди-
не. Художественный мир Лермонтова насы-
щен пафосом свободы. Герой его стихов —
романтик. Он внутренне свободен, хочет из-
менить существующий порядок и бунтует
против него, но не находит понимания у ок-
ружающих и потому несчастен. Исповедь та-
кого романтического героя, с которым поэт,
несомненно, отождествляет себя, изложена
в стихотворении «Русская мелодия»:
В уме своем я создал мир иной
И образов своих существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья...
В этом стихотворении выразился еще
один мотив, более характерный для лирики
последних лет жизни Лермонтова, — поэт
как бы предчувствует свой трагический
конец:
...И звук внезапно струны оборвет,
И слышится начало песни! — но напрасно! —
Никто конца ее не допоет!..
В 1836 году Лермонтов с гневом и болью
пишет стихотворение «Смерть Поэта». Лер-
монтов бичует «завистливый и душный свет»
«палачей свободы», «жадною толпой стоящих
у трона». Он противопоставляет им «восстав-
шего против мнений света» Пушкина, смерть
которого взывает к отмщенью. Близко по ду-
ху к стихотворению «Смерть Поэта» стихо-
творение «Дума». Здесь слышатся раздумья
о судьбах отдельных людей и всего народа.
Герой стихотворения, человек мужественный,
выносит обвинительный приговор поколению.
Сначала он говорит об отцах, прославленных
своими победами, но не свободных от оши-
бок. Далее о детях — лермонтовском поколе-
нии. Они вместо того, чтобы творить, умно-
жать славу страны, интригуют, безумно тра-
тят время на пиры да забавы, клевещут друг
на друга. Далее — внуки. Они-то и потребу-
ют отчета.
Одним из ведущих в лирике Лермонтова
является мотив природы. Роль природы в
стихах несколько меняется по мере развития
и углубления творчества поэта. Если в ран-
ней лирике пейзаж служил лишь созданию
и поддержанию романтического ореола во-
круг личности героя, то в более поздних про-
изведениях обращение к нему дает повод для
философских размышлений и обсуждения
актуальных проблем. Мотив природы с явно
ощутимой ностальгической ноткой звучит в
стихах на кавказскую тему:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ!
313
К 1841 году лирика Лермонтова достигла
высшего расцвета, В этот период в стихах
ясно слышится патриотический мотив («Ро-
дина», «Прощай, немытая Россия...», «Выхо-
жу один я на дорогу...»). Россия у Лермонто-
ва многолика и противоречива: обильная
и нищая, обездоленная в настоящем и живу-
щая надеждой на будущее. В стихотворении
«Родина» собраны приметы крестьянской,
деревенской России. Лермонтов пришел к
той же мысли, что и декабристы: народ явля-
ется главной движущей силой истории. Лер-
монтов был духовно близок декабристам,
потому в стихотворении «Прощай, немытая
Россия...» звучит нота безысходности: есть
господа и есть рабы, но нет России, а в поис-
ках свободы можно укрыться лишь за стеной
Кавказа:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
В стихотворении «Выхожу один я на доро-
гу...» слышится чувство отчуждения и одино-
чества, поэт философски обобщает частные
явления. Но здесь пейзаж тоже напоминает
о России, а желание отстраниться от мира ра-
бов и господ выглядит как попытка к бегству
из настоящего в будущее, как заветное жела-
ние очутиться среди потомков, когда сбудут-
ся мечты и надежды лучших людей поколе-
ния Лермонтова. К патриотической лирике
можно отнести и стихотворение «Бородино»,
где воспеваются победы отцов.
Мотив взаимоотношений поэта и поэзии
слышится в стихотворениях «Поэт» и «Про-
рок». Автор сожалеет о том, что современни-
ки перестали понимать простой и гордый
язык поэта. «Пророк» — это рассказ о судь-
бе поэта-пророка, который становится объ-
ектом мести за то, что он отличается от со-
временников.
Тема любви у Лермонтова звучит с нот-
ками скорби и одиночества. Лирический ге-
рой не верит в чистую и искреннюю любовь
в современном ему обществе. Чаще всего
Лермонтов пишет о неразделенной любви, об
измене женщин. Любовь не приносит поэту
радости:
Мгновение вместе мы были,
Но вечность — ничто перед ним,
Все чувства мы вдруг истощили,
Сожгли поцелуем одним;
Прости! — не жалей безрассудно,
О краткой любви не жалей:
Расстаться казалось нам трудно,
Но встретиться было б трудней!
Хотя почти всю лирику Лермонтова про-
низывает чувство горечи, утраты и одиноче-
ства, поэт никогда не покорялся судьбе. Мя-
тежный дух стихов, их лиризм, глубина за-
ключенной в них мысли, их удивительная
музыкальность и потрясающее совершенство
ставят Лермонтова в ряд великих поэтов.