ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ
В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
И скажите, в чем загадка
чередования периодов истории?
В.одном и том же народе за ка-
ких-нибудь десять лет спада-
ет вся общественная энергия,
и импульсы доблести, сменив-
ши знак, становятся импуль-
сами трусости.
А. Солженицын.
«Раковый корпус»
После разгрома восстания декабристов
в 1825 году в России наступили времена чер-
ной реакции. Новый император Николай I,
напуганный выступлением на Сенатской пло-
щади, стремился подавить всякое проявле-
ние свободомыслия. Началась настоящая
травля передовых людей России. 29 января
1837 года страну потрясла ужасная весть:
скончался раненный на дуэли Пушкин. А че-
рез несколько дней звучали страстные и
гневные строки стихотворения «Смерть по-
эта». Автор открыто говорил о том, кто бы-
ли истинные убийцы Пушкина:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона;
Пред вами суд и правда — все молчи!..
Смело выступив против тирании самодер-
жавия, молодой Лермонтов продолжал дело
погибшего Пушкина. Уже ранняя лирика по-
314
эта (до 1837 года) представляет его как борца
за свободу. Ранние стихотворения — это сво-
еобразный поэтический' дневник, исповедь
человека, думающего о судьбе своей страны,
протестующего против произвола и рабства.
Одно из стихотворений, «Жалобы турка»,
Лермонтов написал в форме письма «к другу,
иностранцу», но ясно, что в этом произведе-
нии речь идет о России, о тех порядках, ко-
торые царят в стране:
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край,., моя отчизна!
В этом же году Лермонтовым было созда-
но стихотворение «Монолог». В нем говорит-
ся о том, что умный, душевный и честный че-
ловек не может жить в светском обществе:
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует.
В стихотворении «Предсказатель» поэт
говорит об ожидаемой им революции в Рос-
сии: «Настанет год, России черный год, когда
цепей корона упадет».
Глубокая неудовлетворенность современ-
ной действительностью, протест против само-
державия роднят Лермонтова с декабриста-
ми. Стихотворение «Парус» стало для многих
символом творчества поэта. В нем проявился
мятежный дух автора, страстное отрицание
им покоя и глубокая грусть от сознания сво-
его одиночества.
Следуя лучшим- традициям Пушкина и
поэтов-декабристов, Лермонтов обращается
к истории родной земли. В стихотворении
«Бородино», которое принесло ему славу, мо-
лодой поэт изобразил Бородинскую битву,
одно из главнейших событий Отечественной
войны 1812 года. Были живы еще многие уча-
стники этого героического сражения. Среди
них — родственники Лермонтова и крестьян
из Тархан, поместья его бабушки. Их рассказы
послужили основой произведения. Повествова-
ние ведется от лица старого солдата-артилле-
риста. Впервые не царь или полководцы,
а простой русский народ был представлен ав-
тором как истинный герой, вынесший на сво-
их плечах всю тяжесть войны. Стихотворе-
ние «Бородино» стало гимном русским бога-
тырям, всегда готовым постоять «головою за
Родину свою». Позже Лев Толстой -скажет,
что без этого произведения не было бы «Вой-
ны и мира».
В 30-е годы Лермонтов был одним из не-
многих поэтов, которые не отказались от
гражданской темы. Гневное обвинение высше-
му свету он бросает в произведениях «Смерть
поэта» и «1 января», а также в стихотворе-
нии «Как часто пестрою толпою окружен...».
Здесь автор показывает жестокое, бездушное
и пустое общество, которое обрекает челове-
ка на страдание и одиночество. Поэту нена-
вистны светские развлечения, вечный пра-
здник толпы. Характеризуя великосвет-
ское общество, он употребляет гневные,
унизительные эпитеты: «пестрая толпа»,
«приличьем стянутые маски». Лермонтов
переносится в своих мечтах в дорогие его
сердцу Тарханы, и эти воспоминания от-
раднее для него, чем блеск и веселье бала.
Но грезы поэта грубо прерывает шум толпы.
Автором овладевает гнев и боль: «О, как мне
хочется смутить веселость их и дерзко бро-
сить им в глаза железный стих, облитый
горечью и злостью!».
В стихотворении «И скучно и грустно...»
поэт размышляет о смысле человеческого бы-
тия. Чувствуя себя одиноким в мире, не веря
ни в дружбу, ни в любовь, он считает жизнь
«пустой и глупой штукой».
Тоска и одиночество слышны почти во всех
произведениях Лермонтова. Иногда поэт вы-
ражает эти чувства в иносказательной форме,
сравнивая себя с одиноким утесом или дубо-
вым листком, оторванным от «ветки родной».
Гнев и боль звучат в стихотворении «Прощай,
немытая Россия...». Он пишет: «Прощай, не-
мытая Россия, страна рабов, страна господ,
и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный
народ». Белинский когда-то писал о себе, что
жизнь вне Родины для него невозможна. Те
же чувства, та же кровная любовь к Родине
рождались и у Лермонтова. Он был истинным
гражданином своей страны, сделавшим все
возможное для того, чтобы истребить зло,
в мечтах он всегда представлял Россию сво-
бодной от рабства.
В стихотворении «Дума» Лермонтов раз-
мышляет о настоящем и будущем страны. Он
говорит о том, что потомки не простят им
бездействия: «И прах наш, с гордостью судьи
и гражданина, потомок оскорбит презритель-
315
ным стихом». Лермонтов понимает, что без-
действовать нельзя. Поэтому он сам стремился
к активной работе. За ним был установлен не-
гласный надзор. Сам граф Бенкендорф внима-
тельно следил за его деятельностью. «Не
дождаться мне, видно, свободы, а тюремные
дни, будто годы, и окно высоко над землей,
и у двери стоит часовой», — эти строки пи-
сал Лермонтов словно бы о самом себе. Поэт
без конца находился в изгнании, у него бы-
ла Родина, он любил ее всей душой, однако
его пытались лишить милой сердцу России.
Высоко творчество Лермонтова оценил Го-
голь. Он восклицал: «Где же истинные лю-
ди на Руси? Как горька судьба писателя и
поэта, ополчившегося против зла». Добро-
любов писал: «Лермонтов, обладая громад-
ным талантом, сумев рано постичь недо-
статки современного общества, умел понять
и то, что спасение от этого ложного пути
находится в народе». Каждый стих Лер-
монтова бередит душу, каждое слово зву-
чит, как набатный звон в мертвой тишине
русского царства. Выступать в защиту сво-
боды в годы реакции, когда всякая общест-
венная жизнь замерла, значило проявить
большое гражданское мужество и смелость.
До конца своей жизни поэт был верен вы-
бранной теме, борьбе за свободу своего на-
рода, за процветание Родины.