ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Стихи Лермонтова — это почти всегда
напряженный внутренний монолог, искрен-
няя исповедь, себе же задаваемые вопросы
и ответы на них. Поэт чувствует свое одино-
чество, тоску, непонимание. Одна отрада для
него — Родина. Любовью к Родине наполне-
ны многие поэтические строки Лермонтова.
Он бесконечно любит свой народ, тонко чув-
ствует красоту родной природы. В стихотво-
рении «Родина» поэт ясно отделяет подлин-
ный патриотизм от мнимого, официального
патриотизма николаевской России.
В стихотворении «Когда волнуется желте-
ющая нива...» Лермонтов продолжает размы-
шлять о своей «странной любви» к Родине.
Она заключается в любви к полям, лесам, не-
затейливым пейзажам, к чете «белеющих бе-
рез». Родные просторы, природа как бы лечат
поэта, он чувствует свое единение с Богом;
Тогда 'смиряются души моей тревоги,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Но Россия Лермонтова — не только пей-
зажные зарисовки, не только раздолье, род-
ные края; Россия Лермонтова предстает и в
другом виде, это «немытая Россия, страна ра-
бов, страна господ...».
Такая рабски покорная Россия ненавист-
,на поэту, такая родина может вызывать
только презрение. Именно таким настроени-
ем пронизано стихотворение «Прощай, немы-
тая Россия...».
В произведении «Смерть Поэта», бесконеч-
но скорбя о безвременной кончине Пушкина,
Лермонтов ясно и четко определил место поэта
в жизни и литературе. Истинный художник —
не одинокий странник. Он болеет проблемами
своей страны, Лермонтову свойственно чувство
высокой ответственности перед читателями.
Он отрицал литературу, стоящую в стороне от
общественной жизни России.
В конце 30-х годов поэта начинает вол-
новать историческая тема. Он создает «Бо-
родино» и «Песню про купца Калашникова».
В стихотворении «Бородино» Лермонтов вос-
певает подвиг российских солдат, «богатырей»,
победивших в войне 1812 года. А Бородинская
битва воспринималась современниками Лер-
монтова как символ победы, как главное сра-
жение Отечественной войны. Автор восхища-
ется поколением 10-х годов XIX века, на пле-
чи которых легла основная тяжесть войны:
Да.' Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Это поколение противопоставлено поко-
лению 30-х годов, которое «толпой угрюмою
и скоро позабытой» пройдет, «не бросивши
векам ни мысли плодовитой, ни гения нача-
того труда». .
Лермонтова привлекает и другая эпоха,
эпоха царствования Ивана Грозного. Именно
ей посвящена историческая поэма «Песня
про купца Калашникова». Но настоящим ге-
316
роем поэмы становится не царь Иван Гроз-
ный, а молодой купец Калашников. Он бли-
зок героям русского народного эпоса, напри-
мер былинным богатырям.
Купец Калашников честен, благороден,
смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем
смертным боем, пытаясь защитить свою жену,
отстоять свое человеческое достоинство. Сме-
лый купец отомстил за поруганную честь, убил
своего обидчика в честном кулачном бою на
Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Да-
же самому царю, Ивану Грозному, не открыл
купец Калашников истинной причины своею
поступка, не склонил своей гордой головы:
И гуляютп~шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою.
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет, молодец — приосанится,
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.
В своем творчестве Лермонтов ставил про-
блему деятеля, проблему положительного ге-
роя, и если среди современников Лермонтов
искал и не находил такого героя, то в истори-
ческом прошлом России такие герои были.
Несомненно, Лермонтов стал народным по-
этом. Некоторые стихи его переложены на му-
зыку и стали песнями и романсами. Вспомним
«Выхожу один я на дорогу...» — стихи, став-
шие песней.
За 27 неполных лет своей жизни поэт со-
здал столько, что навсегда прославил рус-
скую литературу и продолжил дело велико-
го стихотворца русского — Пушкина, став
с ним вровень.