ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА
В ТВОРЧЕСТВЕ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
М. Ю. Лермонтова творил в непростое
время — в 30-е годы девятнадцатого века.
В чем сложность этого периода в истории
России и почему его называют «безвреме-
нье»? Выступление декабристов на Сенат-
ской площади закончилось их полным по-
ражением. Чтобы укрепить свою власть
в стране, самодержавие не только жестоко
расправлялось с участниками восстания,
но и подавляло любое свободомыслие. Этого
оказалось более чем достаточно, чтобы охла-
дить пыл большей части передовой дворян-
ской молодежи, ратовавшей за социально-
экономическое переустройство в стране:
многие ранее сочувствовавшие декабристам
теперь предпочитали находиться в стороне.
Недовольные режимом правительства, они,
однако, не предпринимали никаких мер, что-
бы изменить социальное положении России
к лучшему. Страна погрузилась в равноду-
шие, апатию, бездействие. Выдающихся
личностей, сильных духом людей, способ-
ных расшевелить общество, вывести его из
этого тягостного состояния, Лермонтов не
видит. По этой причине таким притягатель-
ным для него кажется прошлое страны, ког-
да ценились сильные, отважные и мужест-
венные люди, готовые постоять за себя и за
отечество.
В ранний период своего творчества Лер-
монтов обращается к истории с позиций по-
эта-романтика и ищет в прошлом незауряд-
ных героев. В первую очередь это, конечно,
Наполеон — личность яркая, выдающаяся,
властитель дум многих современников поэта.
Личность Наполеона, который «выше похвал,
и славы, и людей», встречается в ряде ран-
них стихотворений Лермонтова, что говорит
320
о силе впечатления, произведенного на поэта
французским героем.
В 1831 году Лермонтов обращается к обра-
зу безжалостного волжского атамана («Ата-
ман»), также наделенного чертами романти-
ческого героя. Для автора не так важно — по-
ложителен ли герой, главное — он сильная
личность, он выделяется, возвышается над
толпой.
В этом же году автор пишет еще одно
стихотворение на историческую тему —
«Баллада». В нем он обращается ко времени
татарского нашествия. И снова прославляет
могущество духа человека:
И он упал — и умирает
Кровавой смертию бойца.
Жена ребенка поднимает
Над бледной головой отца:
«Смотри, как умирают люди...»
В более зрелом творчестве поэта образ
сильной, выдающейся личности встречается
снова, и не один раз, и, как прежде, в герои-
ческом прошлом. Правда, рассматривается он
несколько в ином аспекте. Теперь автор обра-
щается к простому народу, находит среди
него характеры сильные, яркие, броские, не-
преклонные, волевые. Так появляется стихо-
творение «Бородино», в котором рассказ до-
верен старому солдату. Он говорит народным
языком, с характерными просторечными обо-
ротами, пословицами, поговорками. Смысл
стихотворения трудно не угадать, он —
в противопоставлении старого поколения мо-
лодому. «Вся основная идея стихотворе-
ния, — писал Белинский, — выражена во
втором куплете, которым начинается ответ
старого солдата, состоящий из тринадцати
куплетов»:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Это -— жалоба на бездеятельное поколе-
ние, зависть к великому прошлому, полному
славы и великих дел. Лермонтов видит, что
было «могучее, лихое племя», он восторгает-
ся благородством простых людей, которые,
ничего не прося взамен, готовы жертвовать
своими жизнями ради свободы отечества.
Как бы он хотел видеть такое самопожертво-
вание теперь, и не только среди простых лю-
дей, но и среди дворян! Но этого нет:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда...
К истории своего народа обращается Лер-
монтов и в «Песне про царя Ивана Василье-
вича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». В этом произведении автор
возвращается в эпоху правления Ивана
Грозного — один из наиболее драматичных
моментов истории Руси. Лермонтов не слу-
чайно выбирает не самые благополучные
времена: именно в критические моменты на-
иболее полно и ярко проявляются характеры
людей, в том числе и сильные. Каждый из
троих героев — незаурядный пример духов-
ной силы и выдержки. Среди современников
автор не находит таких.
Таким образом, обращаться к истории,
воспевать легендарных героев Лермонтова
заставляют постоянные и мучительные раз-
мышления о судьбах своего времени.