В ЧЕМ СЧАСТЬЕ И ТРАГЕДИЯ
МЦЫРИ?
Творчество Лермонтова пришлось на не-
простое и печальное время в истории Рос-
сии — николаевскую реакцию, наступив-
шую вслед за расправой над декабристами.
Пушкинская эпоха, верившая в прогрессив-
ное переустройство общества, призывавшая
к вольности, мечтавшая о службе на благо
отечества, отошла в небытие. На смену ей
пришла эпоха апатии, равнодушия, неверия
и бездействия. Это бездействие общества,
погрязшего в праздных и постыдных развле-
чениях, отсутствие сильных духом людей,
способных расшевелить толпу, приводило
324
в уныние передовых людей того времени, в
том числе и Лермонтова, томившегося в душ-
ной атмосфере николаевского режима.
Свободный, обуреваемый жаждой жизни,
сильный духом и готовый на борьбу ради до-
стижения свободы человек — об этом можно
было только мечтать. Так появляется лермон-
товский Мцыри — романтический герой, в ко-
тором автор воплотил свои мечты о свободе,
насыщенной деятельной жизни, борьбе за до-
стижение своих идеалов. Не зря В.Г.Белин-
ский написал: «Что за огненная душа, что за
могучий дух, что за исполинская натура
у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего
поэта, это отражение в поэзии тени его собст-
венной личности. Во всем, что ни говорит
Мцыри, веет его собственным духом, поража-
ет его собственной мощью».
Совсем еще ребенком Мцыри попал в
плен. Пожалев слабенького, замкнутого, но
необычайно твердого в поведении мальчи-
ка, старый монах приютил его в монастыре
и стал обучать догмам христианской рели-
гии, проповедовавшей смирение и счастье
в загробной жизни, чтобы впоследствии оста-
вить себе преемника. Мцыри слушал стари-
ка, но мечта о свободе, о родном доме ни на
минуту не'покидала его, наоборот, с годами
становилась все сильнее и сильнее. Монас-
тырь для юноши казался тюрьмой: кельи
были душными, стены мрачными, а монахи
вызывали чувство презрения за смирение
и трусость.
Жаждой жизни — настоящей, с тревога-
ми, мучениями, исканиями, любовью и борь-
бой — обуреваем был Мцыри. В обращенном
к монаху монологе юноша корит старца за
свое спасение и высказывает презрение к той
жизни, которую старик ему уготовил:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Мечта о воле оказалась настолько силь-
ной («Она, как червь, во мне жила, изгрызла
душу и сожгла»), что Мцыри решается на по-
бег. Юношу не пугают ни темная ночь, ни
страшная гроза. Три дня, не зная устали,
шел Мцыри на родину и .наслаждался жиз-
нью. Сколько нового открылось его взору,
сколько неведомых доселе ощущений он ис-
пытал. Все вызывало в душе юноши нескры-
ваемый интерес: деревья, горные хребты,
облака, птицы... Не испугался он и могучего
тигра — жажда жизни и зов родины помог-
ли ему выстоять в схватке со свирепым
хищником.
Мцыри счастлив: он прикоснулся к насто-
ящей жизни. Эти три дня на воле для юноши
дороже всей жизни в течение десяти-двенад-
цати лет, которые он провел в монастыре. Со
светящимися глазами, с восторгом в голосе
говорит он своему спасителю:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
С детства гордый, закаленный душой
мальчик стремился «узнать, прекрасна ли
земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот
свет родимся мы». И он добился своего.
После этого жизнь стала ему еще дороже,
расставаться с нею так не хотелось. Умирая,
Мцыри боится не смерти: «Там, говорят,
страданье спит в холодной, вечной тиши-
не», — ему жаль расстаться с жизнью, ему
хочется вдоволь насладиться молодостью,
узнать «разгульной юности мечты». Возражая
монаху, укоряющему юношу за проступок
и призывающему найти смирение в монасты-
ре как лучшее, что может быть ниспослано
человеку, Мцыри с горечью и отчаянием го-
ворит:
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл: ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, — я так же мог бы жить!
Воли, свободы, настоящей человеческой
жизни Мцыри хоть и немного, но все же от-
ведал, и он несказанно счастлив от этого.
А вот достигнуть родины ему не удалось. По-
чему так случилось? Ответ прост: той иде-
альной родины, того прекрасного края, кото-
рый взлелеял в своих мечтах вольнолюбивый
Мцыри, просто не существует. Не могло су-
ществовать — в слишком неподходящее вре-
мя выпало ему жить. В этом, на мой взгляд,
заключается трагедия и Мцыри, и автора; со-
здавшего этот образ.