РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОИ ПОЭМЫ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — яр-
кое явление романтической литературы.
Произведение сохраняет все необходимые
каноны романтизма: один герой, в котором
воплощен абстрактный «любимейший иде-
ал» — человек, рвущийся к свободе, переда-
ча его душевных переживаний; условный сю-
жет; развернутый монолог; напряженность;
гиперболизированность переживаний; резко
волевая интонация.
328
В соответствии с традициями романтизма
цельность личности Мцыри связана с пред-
ставлением о «естественном человеке», кото-
рый живет одной жизнью с природой и кото-
рому приходится бороться, что'бы отстоять
право на свободу.
Поэма начинается кратким эпическим за-
чином, в котором дана предыстория героя.
Совсем еще ребенком Мцыри был взят в плен.
Несмотря на физическую слабость мальчика,
«в нем мучительный недуг развил тогда могу-
чий дух его отцов». Измученный дорогой и
оторванностью от родителей, он не стонал, не
плакал, «он знаком пищу отвергал», готовый
в любую минуту принять смерть. Не добавило
Мцыри радости и веселья и доброе отношение
к нему монахов:
...чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной.
Монастырь, в котором он теперь жил,
Мцыри воспринимает как тюрьму: кельи для
него кажутся душными, стены — глухими и
сумрачными, монахи — трусливыми и жал-
кими, сам он — раб и узник. А как хочется
Мцыри, теперь уже юноше, узнать все, что
вне его досягаемости, хоть издали увидеть
родной край, узнать, «для воли иль тюрьмы
на этот свет родились мы», узнать свободу!
И когда он, не страшась сильной грозы и но-
чи, совершил побег из монастыря и оказался
на свободе — это было для него вершиной
счастья, настоящим блаженством.
За три дня побега юноша столько успел
увидеть, узнать, прочувствовать и пережить,
сколько не довелось за предыдущие десять-
двенадцать лет жизни в монастыре. Мцыри
заново осмыслил свою жизнь и понял: суть
человеческого бытия •— не смиренное суще-
ствование, к чему призывали его монахи, а
борьба. Эти три дня свободы заставили Мцы-
ри опровергнуть христианское учение о цен-
ности только загробной, вечной жизни. Всю
эту вечность юноша, не задумываясь, готов
отдать за жизнь земную, только не смирен-
ную, не в заточении, а на воле, — полнокров-
ную человеческую жизнь, с тревогами, вол-
нениями, жаром любви и горечью разлук:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
В своем монологе Мцыри, обращаясь
к старому монаху, сетует на свое спасение,
которое принесло ему только страдания.
Кроме того, юноша скорбит о близком своем
конце. Но не смерти боится он: «Там, гово-
рят, страданье спит в холодной вечной ти-
шине», — ,ему жаль расстаться с той жиз-
нью, которой он прожил всего лишь три дня,
ему так хочется насладиться молодостью,
узнать «разгульной юности мечты». Слова
старого монаха о том, что смиренное служе-
ние в монастыре — лучшее, что может быть
ниспослано человеку, вызывают в юноше ед-
ва ли не гнев:
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл: ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, — я так же мог бы жить!
Перед смертью Мцыри мечтает о воле, его
дух «прожег свою тюрьму», но обрести гармо-
нию с естественной жизнью он уже не в состо-
янии. Природа дала Мцыри непосредственное
ощущение свободной и могучей жизни, но ге-
рой бессилен преодолеть слабость тела.
Много увидел Мцыри на свободе, много из-
ведал новых и неведомых ощущений, но пути
на родину, к которой он так стремился всю
свою жизнь, он все же 'не нашел и — погиба-
ет. Той идеальной родины, края воображаемой
свободы, которая так часто снилась юноше,
просто не существует. Она призрачна.
Трагизм Мцыри, как и трагизм современ-
ников Лермонтова, в том, что в то мрачное
время места для вольнолюбивого человека
просто не было. Мечты Мцыри — это свобо-
долюбивые мечты самого Лермонтова, зады-
хавшегося от жестокого николаевского режи-
ма. Не зря В. Г. Белинский писал: «Что за ог-
ненная душа, что за могучий дух, что за
исполинская натура у этого Мцыри! Это лю-
бимый идеал нашего поэта, это отражение
в поэзии тени его собственной личности.
Во всем, что ни говорит мцыри, веет его соб-
ственным духом, поражает его собственной
мощью».