В ЧЕМ ТРАГЕДИЯ ПЕЧОРИНА?
(по роману М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени», вариант 1)
В истории жизни Печорина — главного ге-
роя романа М. Ю. Лермонтова — отразилась
судьба поколения молодых людей 30-х годов
XIX века. По словам самого Лермонтова, Пе-
чорин является образом его современника,
каким автор его «понимает и... часто встре-
чал». Это «портрет, составленный из поро-
ков... поколения в полном их развитии».
Создавая образ Печорина, Лермонтов хо-
тел найти ответы на вопросы, почему одарен-
ные, выделяющиеся из общей массы люди не
могут найти себе места в жизни, зачем они
растрачивают свои силы на пустяки, почему
они одиноки.
Для того, чтобы полнее раскрыть суть
и причины трагедии таких людей, как Печо-
рин, автор показывает нам своего героя
в разных жизненных обстоятельствах. Кроме
того, Лермонтов специально помещает своего
героя в отличающиеся друг от друга слои об-
щества (горцы, контрабандисты, «водяное об-
щество»),
И везде Печорин приносит людям одни
страдания. Почему так происходит? Ведь
этот человек наделен большим умом и талан-
том, в его душе таятся «силы необъятные».
Для того чтобы найти ответ, нужно поближе
познакомиться с главным героем романа. Вы-
ходец из дворянской семьи, он получил ти-
пичное для своего круга воспитание и обра-
зование. Из исповеди Печорина мы узнаем,
что, выйдя из-под опеки родных, он пустил-
ся в погоню за удовольствиями. Попав в
большой свет, Печорин заводит романы со
светскими красавицами. Но он очень быстро
разочаровывается во всем этом, и им овладе-
вает скука, Тогда Печорин пытается занять-
ся наукой, читать книги. Но ничто не прино-
сит ему удовлетворения, и в надежде, что
«скука не живет под чеченскими пулями», он
отправляется на Кавказ.
Однако где бы Печорин ни появился, он
становится «топором в руках судьбы». В по-
вести «Тамань» поиски героем опасных при-
ключений приводят к неприятным изменени-
ям в налаженной жизни «мирных контрабан-
дистов». В повести «Бэла» Печорин рушит
жизнь не только самой Бэлы, но и ее отца
и Казбича. То же самое происходит и с геро-
ями повести «Княжна Мери». В «Фаталисте»
сбывается мрачное предсказание Печорина
(смерть Вулича), а в повести «Максим Мак-
симыч» он подрывает веру старика в молодое
поколение.
На мой взгляд, основная причина траге-
.дии Печорина кроется в системе ценностей
этого человека. В своем дневнике он при-
знается, что смотрит на страдания и радос-
ти людей, как на пищу, поддерживающую
его силы. В этом Печорин раскрывается как
эгоист. Складывается такое впечатление,
что он, общаясь с людьми, проводит серию
неудавшихся экспериментов. Например, он
откровенно признается Максиму Максимы-
чу, что «любовь дикарки немногим лучше
любви знатной барыни; невежество и про-
стосердечие одной так же надоедают, как
и кокетство другой». В разговоре с Верне-
ром он говорит, что «из жизненной бури-
вынес только несколько идей — и ни одно-
го чувства». «Я давно уже живу не сердцем,
а головою. Я взвешиваю, разбираю свои
собственные страсти и поступки со строгим
любопытством, но без участия», признается
герой. Если Печорин «без участия» отно-
сится к своей собственной жизни, то что
можно говорить о его отношении к другим
людям?
Мне кажется, что герой романа не может
найти своего места в жизни именно из-за
своего равнодушия к людям. Его разочарова-
ние и скука вызваны тем, что он действи-
тельно уже не способен чувствовать. Сам Пе-
чорин так оправдывает свои поступки: «...та-
кова была моя участь с самого детства! Все
читали на моем лице признаки дурных
свойств, которых не было; но их предполага-
ли — и они родились... я стал скрытен... я
стал злопамятен... я сделался завистлив... я
выучился ненавидеть... я начал обманывать...
я сделался нравственным калекой...»
Я думаю, что М. Ю. Лермонтов свой ответ
на вопрос, в чем трагедия Печорина, дает
в самом названии романа: «Герой нашего
времени». С одной стороны, название говорит
о типичности этого персонажа для 30-х годов
XIX века, а с другой — указывает на то, что
330
Печорин является порождением своего вре-
мени. Лермонтов дает нам понять, что тра-
гедия Печорина в невостребованности вре-
менем его ума, талантов и жажды деятель-
ности.