ОБРАЗ ПЕЧОРИНА
В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Роман «Герой нашего времени», выйдя в
свет, вызвал противоречивые суждения сре-
ди читателей. Образ Печорина был для них
непривычен.
В предисловии Лермонтов дает свое объ-
яснение этому: «Отчего же этот характер... не
находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что
в нем больше правды, нежели бы вы того же-
лали?».
Таким предисловием Лермонтов сам ука-
зал на реалистический подход к главной про-
блеме своего творчества — проблеме лично-
сти и общества. Признавая вину общества
в том, что оно породило Печорина, автор тем
не менее не считает, что герой прав.
Центральная задача романа — раскрыть
образ Печорина. Уже из самой композиции
334
романа нам становится видна бесцельность
его жизни, мелочность и непоследователь-
ность его действий. Повести в романе распо-
ложены не в хронологическом порядке, меж-
ду ними нет видимой сюжетной связи. Это
как бы отрывки жизни. Но в то же время они
призваны показать разные черты печорин-
ского характера.
В повести «Тамань» Лермонтов применил
метод реалистической романтики — красота
и свобода вольной жизни контрастируют
с обыденностью положения проезжего офи-
цера. «Максим Максимыч» — это как бы ко-
нец круга: Печорин оказался в исходной точ-
ке, все им исчерпано и испробовано. Глубина
внутреннего мира и в то же время отрица-
тельные черты Печорина, мотивы его дейст-
вий наиболее ярко раскрываются в «Княжне
Мери».
У этих повестей есть и еще одна немало-
важная функция: показать отчужденность
Печорина. Помещая героя в разные условия,
в разное окружение, Лермонтов хочет пока-
зать, что Печорину они чужды, что ему нет
места в жизни, в какой бы обстановке он ни
оказался. Порождение общества, Печорин в
то же время отщепенец, искатель, лишенный
почвы, поэтому он не подчинен ни традици-
ям, ни моральным нормам той среды, откуда
он вышел, так и той, в которую попадает. То-
го, что он ищет, там нет. Его, подобно лер-
монтовскому «Парусу», влечет к необычным
тревогам и опасностям, так как он полон дей-
ственной энергии. Но он направляет свою ак-
тивную волю на заурядные обстоятельства,
для которых она становится разрушитель-
ной. Превознесение своей воли и своих же-
ланий, жажда власти над людьми — это про-
явление разрыва между его стремлением
и жизнью, он ищет выход своей невостребо-
ванной энергии. Но «чудный мир тревог и
битв», который он ищет, не лежит в буднич-
ной жизни, его там нет.
Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет
счастье, подразумевая под ним «насыщенную
гордость». Наверное, он имеет в виду славу,
то есть признание обществом его ценности и
ценности его действий. Но его дела мелки,
а цели случайны и незначительны. Харак-
терной чертой Печорина является рефлек-
тирующее сознание, которое возникло в ре-
зультате разрыва между желаемым и дейст-
вительным. Наиболее глубоко эта рефлексия
проявляется в «Княжне Мери», в дневнике
Печорина. Его характер раскрывается в раз-
ных настроениях и в разных ситуациях. Пе-
чорин осмысляет и осуждает свои действия.
Он борется не только с другими, но прежде
всего с самим собой. В этой внутренней борь-
бе также заключено единство личности ге-
роя, без нее он не был бы таким неординар-
ным характером, борьба — потребность его
могучей натуры. Среди многих проблем ро-
мана есть и такая, как отношения между
человеком «естественным» и «цивилизован-
ным». Контраст Печорина и горцев помогает
нам понять некоторые черты его характера.
Горцы (Бэла, Казбич) — натуры цельные,
как бы монолитные, и этим они привлекают
Печорина. В отличие от них, он раздираем
страстями и противоречиями, хотя неукро-
тимостью своей энергии похож на «детей
природы».
В повести «Фаталист» также проявляется
двойственность и противоречивость Печори-
на, но в другом аспекте — аспекте соотноше-
ния в нем западного и восточного человека.
В споре с Вуличем относительно предопреде-
ления он выступает как носитель критичес-
кого мышления Запада.
Печорин сразу задает Вуличу такой во-
прос: «Если точно есть предопределение, то
зачем же нам дана воля и рассудок?». Слепой
вере Вулича он противопоставляет волевой
акт, бросившись на казака-убийцу. Но Печо-
рин — человек русский, хотя и европеизиро-
ванный. Несмотря на свой критицизм, он го-
ворит Вуличу, что тот скоро умрет, что на его
лице есть «странный отпечаток неизбежной
судьбы». Но «Фаталист» все же отражает
действенное мировосприятие Печорина, кото-
рый хочет восставать против судьбы, играть
с жизнью и смертью. В этой повести звучит
горечь тоски по великому действию, которая
завершает решение все той же задачи рас-
крытия образа героя.
Печорин являет собой продолжение тради-
ции изображения «лишних людей». .Поня-
тие «лишних людей» предполагает невозмож-
ность включения их в реальную общественную
практику, их «социальную ненужность». Этот
тип отражает особенности взаимоотношений
335
передовой дворянской интеллигенции с об-
ществом.
Но Печорин отличается от других «лиш-
них людей» совмещением психологических
переживаний. В «Думе» Лермонтов написал:
«И жизнь уж нас томит, как ровный путь без
цели, как пир на празднике чужом». Эти сло-
ва в полной мере раскрывают нам внутрен-
ний мир Печорина. Он герой своего времени,
но нам не просто любопытно заглянуть в ду-
шу героя: проблема личности, поиски смысла
жизни, своего места на земле — это вечные
вопросы. Поэтому роман «Герой нашего вре-
мени» актуален и сейчас.