ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Роман «Герой нашего времени» стал про-
должением темы «лишних людей». Эта те-
ма впервые прозвучала в романе в стихах
А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герцен
назвал Печорина младшим братом Онегина.
В предисловии к роману автор показывает
отношение к своему герою. Так же как и
Пушкин в «Евгении Онегине» («Всегда я рад
заметить разность между Онегиным и мной»),
Лермонтов высмеял попытки поставить знак
равенства между автором романа и его глав-
ным героем. Лермонтов не считал Печори-
на положительным героем, с которого надо
брать пример. Автор подчеркнул, что в обра-
зе Печорина дан портрет не одного человека,
а художественный тип, вобравший в себя
черты целого поколения молодых людей на-
чала века.
В романе Лермонтова «Герой нашего вре-
мени» показан молодой человек, страдающий
от своей неприкаянности, в отчаянии задаю-
щий себе мучительный вопрос: «Зачем я
жил? Для какой цели я родился?». Он не пи-
тает ни малейшей склонности к тому, чтобы
идти проторенной дорогой светских молодых
людей. Печорин — офицер. Он служит, но не
выслуживается. Не занимается музыкой, не
изучает философию или военное дело. Но мы
не можем не видеть, что Печорин на голову
выше окружающих его людей, что он умен,
образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас
отталкивает равнодушие героя, его неспособ-
ность к настоящей любви, дружбе, его инди-
видуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает
нас жаждой жизни, стремлением к лучшему,
умением критически оценить свои поступки.
Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью
действий», пустой растратой своих сил, теми
поступками, которыми он приносит страда-
ния другим людям. Но мы видим, что и сам
он глубоко страдает.
Характер Печорина сложен и противоре-
чив. Герой романа говорит о себе: «Во мне
два человека: один живет в полном смысле
этого слова, другой мыслит и судит его...».
Каковы причины этой раздвоенности? «Я го-
ворил правду — мне не верили: я начал
обманывать; узнав хорошо свет и пружины
общества, я стал искусен в науке жизни...» —
признается Печорин. Он научился быть
скрытным, злопамятным, желчным, честолю-
бивым, сделался, по его словам, нравствен-
ным калекой. Печорин — эгоист. Еще пуш-
кинского Онегина Белинский называл «стра-
дающим эгоистом» и «эгоистом поневоле».
То же самое можно сказать и о Печорине. Он
разочарован в жизни, пессимист.
В общественно-политических условиях
30-х годов XIX века Печорин не может най-
ти себе применения. Он растрачивается на
мелкие похождения, подставляет лоб чечен-
ским пулям, ищет забвения в любви. Но все
это лишь поиск какого-то выхода, лишь по-
пытка развеяться.
Его преследует скука и сознание, что не
стоит жить такой жизнью. На всем протяже-
нии романа мы видим человека, привыкшего
смотреть «на страдания, радости других толь-
ко в отношении к себе» — как на «пищу», под-
держивающую его душевные силы, именно на
этом пути ищет он утешения от преследую-
щей его скуки, пытается заполнить пустоту
своего существования.
И все же Печорин — натура богато ода-
ренная. Он обладает аналитическим умом, его
оценки людей и их поступков очень точны; он
критически относится не только к другим, но
и к самому себе. Его дневник — не что иное,
как саморазоблачение. Он наделен горячим
сердцем, способным глубоко чувствовать
336
(смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно пе-
реживать, хотя пытается скрыть душевные
переживания под маской равнодушия. Рав-
нодушие, черствость — средство самозащи-
ты. Печорин все-таки является человеком
волевым, сильным, активным, в его груди
дремлют «жизни силы», он способен к дейст-
вию. Но все его действия несут не положи-
тельный, а отрицательный заряд, вся его де-
ятельность направлена не на созидание, а на
разрушение. В этом Печорин сходен с геро-
ем поэмы «Демон». И правда, в его облике
(особенно в начале романа) есть что-то демо-
ническое, таинственное. Во всех новеллах,
которые Лермонтов объединил в романе, Пе-
чорин предстает перед нами как разруши-
тель жизней и судеб других людей: из-за не-
го лишается крова и погибает черкешенка
Бэла, разочаровывается в дружбе Максим
Максимыч, страдают Мери и Вера, погибает
от его руки Грушницкий, вынуждены поки-
нуть родной дом «честные» контрабандисты,
погибает молодой офицер Вулич. Белинский
видел в характере Печорина «переходное со-
стояние духа, в котором для человека все
старое разрушено, а нового еще нет и'в кото-
ром человек есть только возможность чего-то
действительного в будущем и совершенный
призрак в настоящем».