ГРИГОРИИ ПЕЧОРИН —
ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
(вариант 1)
В своем романе «Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX ве-
ка России. Это были нелегкие времена в
жизни страны. Подавив восстание декабрис-
тов, Николай I стремился превратить страну
в казарму — все живое, малейшие проявле-
ния свободомыслия беспощадно преследова-
лись и подавлялись. Через два года после по-
явления в печати «Героя нашего времени»
А. И. Герцен писал: «Поймут ли, оценят ли
грядущие люди весь ужас, всю трагическую
сторону нашего существования?»
«Герой нашего времени», — говорит Лер-
монтов в предисловии к роману, — это порт-
рет, составленный из пороков всего нашего
поколения, в полном их развитии». Лермон-
тов высказал «едкие истины» о жизни этого
поколения, о его бездействии, растрате сил
на пустые занятия. Автор показал в романе
типичного молодого человека того времени —
Печорина. Каков же герой начала XIX века
в представлении Лермонтова?
Его судьба трагична. Григорий Печорин
выслан из Петербурга за некую «историю»
(очевидно, за дуэль из-за женщины) на
Кавказ, по дороге с ним приключается еще
несколько историй, он разжалован, снова
отправляется на Кавказ, затем некоторое
время путешествует и, возвращаясь из
Персии домой, умирает. За все это время он
очень много пережил сам и во многом по-
влиял на жизнь других людей. За свою
жизнь Печорин разрушил много человечес-
ких судеб — княжны Мери Лиговской, Ве-
ры, Бэлы, Грушницкого... Почему же так по-
лучилось?
Ведь Печорина можно назвать весьма не-
ординарным, умным, волевым человеком.
У него широкий кругозор, высокая образо-
ванность, культура. Он быстро и верно судит
о людях, о жизни в целом. Кроме того, его от-
личает постоянное стремление к действию.
Печорин не может удержаться на одном ме-
сте, в окружении одних и тех же людей.
Не от этого ли он не может быть счастлив ни
с одной женщиной, даже с той, в которую
влюблен? Через некоторое время его одоле-
вает скука и он начинает искать чего-то но-
вого, не думая о тех, с кем был рядом. Печо-
рин пишет в своем дневнике: «...тот, в чьей
голове родилось больше идей, тот больше
действует; от этого гений, прикованный к чи-
новничьему столу, должен умереть или сой-
ти с ума...»
Героя лермонтовского романа не устраи-
вает такая судьба, и он действует. Но при
этом Печорин тратит свои силы на действия
его недостойные. Он разрушает гнездо «мир-
ных» контрабандистов, похищает Бэлу, доби-
вается любви Мери и отказывается от нее,
убивает на дуэли Грушницкого... Мы видим,
что Печорин не считается с чувствами дру-
гих людей, практически не обращает на них
внимания. Можно сказать, что поступки это-
го человека глубоко эгоистичны. Тем более
337
эгоистичны, что он себя оправдывает. Объяс-
няясь с Мери, Печорин рассказывает: «...та-
кова была моя участь с самого детства! Все
читали на моем лице признаки дурных
свойств, которых не было; но их предполага-
ли — и они родились... я стал скрытен... я
стал злопамятен... я сделался завистлив... я
выучился ненавидеть... я начал обманывать...
я сделался нравственным калекой...»
Но мне кажется, что нельзя обвинять
только самого Печорина в том, что он «сде-
лался нравственным калекой». В этом вино-
вато также общество, в котором нет достой-
ного применения лучшим качествам героя.
То самое общество, которое мешало Онегину
и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, те-
перь Печорина. Так Печорин выучился нена-
видеть, лгать, стал скрытен, он «хоронил
лучшие свои чувства в глубине сердца, там
они и умерли».
Таким образом, можно сказать, что ти-
пичный молодой человек 30-х годов XIX сто-
летия, с одной стороны, не лишен ума и та-
лантов, в его душе таятся «силы необъятные»,
а с другой стороны — это эгоист, разбиваю-
щий сердца и разрушающий жизни. Печо-
рин — это и «злой гений» и в то же время
жертва общества. В дневнике Печорина мы
читаем: «...Первое мое удовольствие подчи-
нять моей воле все, что меня окружает; воз-
буждать к себе чувство любви, преданности
и страха — не есть ли первый признак и ве-
личайшее торжество власти». Его внимание
к женщинам, желание добиться их любви —
это потребность его честолюбия, жажда под-
чинить своей воле окружающих.
Об этом говорит его любовь к Вере. Ведь
между Печориным и Верой стояла прегра-
да — Вера была замужем, и это привлекало
Печорина, который стремился добиться сво-
его вопреки любым обстоятельствам.
Но любовь Печорина к Вере все-таки
больше, чем просто интрига. Когда он полу-
чил ее последнее письмо, то «как безумный,
выскочил на крыльцо, прыгнул на своего ко-
ня и пустился во весь дух догонять ее». Ве-
ру он не догнал, оставшись в степи без лоша-
ди, которая упала под ним. Тогда он упал на
мокрую траву и заплакал, пишет Лермонтов.
Вера была единственной женщиной, которую
Печорин любил по-настоящему. В то же вре-
мя лишь Вера знала и любила Печорина не
вымышленного, а реального, со всеми его до-
стоинствами и недостатками. «Я бы тебя
должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне,
кроме страданий», — говорит она Печорину.
Но, как мы знаем, такова была участь боль-
шинства людей, с которыми близко сходился
Печорин...
В минуту грусти Печорин рассуждает:
«Зачем я жил, для какой цели я родился? А,
верно, она существовала, и, верно, было мне
назначение высокое, потому, что я чувствую
в душе моей силы необъятные. Но я не уга-
дал своего назначения, я увлекся приманка-
ми страстей пустых и неблагородных».
И в самом деле, было ли у Печорина- «назна-
чение высокое»?
Я думаю, что, родись этот человек в дру-
гое время, он смог бы реализовать свои та-
ланты на пользу себе-и окружающим. Не
случайно он занимает одно из центральных
мест в галерее литературных образов «лиш-
них» людей. С другой стороны, Печорин —
это герой своего времени, потому что в тра-
гедии его жизни отразилась трагедия целого
поколения молодых талантливых людей, не
нашедших себе достойного применения.