ГРИГОРИИ ПЕЧОРИН —
ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
(вариант 2)
Основной задачей, которую ставил перед
собой Лермонтов, было создать образ совре-
менного ему молодого человека. Эта творчес-
кая задача во многом была подсказана ему
пушкинским Онегиным. Но Лермонтов рисо-
вал героя того времени, что наступило после
разгрома декабристского восстания. Не зря
он писал в предисловии к своему роману:
«Герой Нашего Времени... это портрет, со-
ставленный из пороков всего нашего поколе-
ния, в полном их развитии».
Кто же такой Печорин? Григорий Алек-
сандрович Печорин — офицер, сосланный из
Петербурга на Кавказ из-за какой-то исто-
рии; он был разжалован, потом снова оказал-
ся на Кавказе; некоторое время путешество-
338
вал и, возвращаясь из Персии домой, умер.
Кажется, что знаем о жизни человека совсем
немного. Но Лермонтов и не стремится ис-
черпывающе показать жизненный путь свое-
го героя, для него важны его душа, поступки
и мотивы этих поступков. Печорин — выхо-
дец из аристократической семьи. Природа
щедро одарила этого человека. Он отличает-
ся от многих людей своего времени высокой
культурой, глубоким умом, ему не чужда
философия, а память его насыщена фактами
из литературы и истории. Печорин задумы-
вается о добре и зле, о предназначении чело-
века, о смерти и религии. Его афористичес-
кие высказывания свидетельствуют об ост-
роумии. В Печорине живут два человека:
холодный и расчетливый и глубоко любящий
искусство и поэзию.
Человек глубокого ума, Печорин ощуща-
ет свои богатые возможности, он догадывает-
ся о своем высоком предназначении, но жи-
вет без цели в жизни. Осознание потерянных
возможностей постоянно преследует его. Не
зря в своем дневнике он с такой трагичнос-
тью спрашивает себя: «Зачем я жил? Для ка-
кой цели я родился?.. А, верно, было мне на-
значенье высокое, потому что я чувствую
в душе моей силы необъятные...»
Сложность и богатство личности Печо-
рина отражаются в сложности и разнообра-
зии его языка. Печорин владеет поэтичес-
кой речью, часто употребляя литературные
цитаты.
Лермонтов критически подходит к своему
герою. Печорин разменивается по мелочам.
Вся его жизнь — цепь донжуанских подви-
гов, эффектных жестов, внешний блеск. Лю-
бовь Печорина никому не приносит счастья,
встреча с ним порождает только страдания.
Внешне сдержанный и холодный, он старает-
ся скрыть от других, а порой и от себя чув-
ства любви и дружбы. Все лучшие качества
.этого человека остались невостребованными
современным ему обществом. Печорин про-
бовал заняться наукой, но понял, что это не
принесет ему ни славы, ни счастья. Печорин
потерял веру в возможность осуществления
великих идей. «Мы ко всему довольно равно-
душны, кроме самих себя», — говорит он. Его
неверие, скепсис — результат реакции, на-
ступившей после 14 декабря.
Печорин вспоминает о прошлом. В его
исповеди перед княжной Мери отражается
история увядания человеческой души, он
размышляет о причинах исчезновения чис-
тоты, предательства им нравственных усто-
ев. Лучшие чувства, осмеянные светом, при-
ходилось прятать. «Все читали на моем ли-
це признаки дурных свойств, которых не
было; но их предполагали — и они роди-
лись... я стал скрытен... злопамятен... сделал-
ся завистлив... Я был готов любить весь
мир, — меня никто не понял: и я выучился
ненавидеть...»
Теперь, когда убили лучшие его качества,
Печорин стал угрюм и одинок. В обществе он
скучает, но его жизнедеятельная натура не
может бездействовать. В надежде, что «ску-
ка не живет под чеченскими пулями», он от-
правляется на Кавказ. Печорин калечит
судьбы людей, приносит им страдания, но
и сам становится слепым орудием в руках
судьбы. Ему было скучно — он вынудил
влюбиться в него горянку Бэлу. Печорин не
любил ее, ему интересно было покорить это
чистое, дикое существо, которое так отлича-
лось на первый взгляд от светских бары-
шень. Когда девушка влюбилась в него и по-
корилась ему, Печорин охладел к ней. Ему
не надо рабское преклонение, Бэла стала ему
скучна и неинтересна. То же самое происхо-
дит с героями повести «Княжна Мери». Пе-
чорин добивается любви Мери и отказывает-
ся от нее, убивает на дуэли прежнего своего
приятеля Грушницкого. На свое признание
Мери слышит холодный ответ: «Я вас не
люблю». Но страдания несчастной девушки
глубоко трогают Печорина: «Еще минута, и я
бы упал к ногам ее». Печорин не любит Ме-
ри, как не любил и Бэлу, он не собирается на
ней жениться, как того хотела девушка. Этот
человек не способен на любовь, он не может
составить чье-то счастье, как не может быть
счастлив сам. Даже жалость его жестока:
«Княжна... вы знаете, что я над вами смеял-
ся?.. Вы должны презирать меня... Следова-
тельно, вы меня любить не можете... Не прав-
да ли, если даже вы меня и любили, то с этой
минуты презираете?..»
Трагичны и его взаимоотношения с Ве-
рой. Вера — единственная женщина, которая
его любила таким, каков он есть, она понима-
339
ла, что за маской безразличия скрывается
доброе сердце и мужественная душа. Печо-
рину не хватало именно людского понима-
ния. Вспомним горькие слова: «Я был готов
любить весь мир, — меня никто не понял...»
Может быть, поэтому Вера далеко не безраз-
лична Печорину, Но.между ними пропасть —
она замужем.
Получив последнее письмо Веры, Печо-
рин бросается в погоню. А когда загнанная
лошадь свалилась под ним, он упал на мок-
рую землю и долго плакал. Вряд ли может
плакать законченный эгоист. Печорин так
привык прятать свои истинные чувства от
окружающих, что стоит только проснуться
в его душе чему-то настоящему, как он тут
же оглядывается: не видел ли кто-нибудь.
Он действительно хотел убить лучшую поло-
вину своей души, но не убил, а спрятал ее
глубоко — стоит ей выглянуть лишь на се-
кунду, как он тут же зарывает ее поглубже.
В Печорине два человека: один живет, дру-
гой мыслит и судит, и тот, который судит,
беспощадно суров.
Теперешний Печорин одинок, он не верит
друзьям: «...из двух друзей всегда один раб
другого», не верит возлюбленным; считал, что
любовь — это наслаждение сорванным цвет-
ком, надышавшись, следует его «бросить на
дороге: авось, кто-нибудь поднимет». Отсутст-
вие веры в дружбу, любовь лишают его жизнь
какой-либо ценности.
Единственным человеком, с которым дру-
жил Печорин, был доктор Вернер. Ему-то
Печорин и хотел раскрыть душу, но не сде-
лал этого, испугавшись, что останется непо-
нятым.
Лермонтов не старался ни осудить своего
героя, ни показать его лучшим, чем он есть.
Печорину не повезло; возможно, родись этот
человек в другую эпоху, он сумел бы реали-
зовать себя, свои таланты.
Если недостатки каждого отдельного че-
ловека присущи только ему, их еще можно
исправить. Но когда недостатки или пороки
свойственны целому поколению, вина ложит-
ся не на отдельных людей, а на общество в
целом. Исправлять нужно не Печорина, а в
первую очередь общество. «Герой своего вре-
мени» Печорин является одновременно и
жертвой этого времени.