«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» —
СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН
(вариант 2)
Каждый литературный герой (если речь
идет о большой литературе) — всегда люби-
мое творение своего автора. Любой писатель
вкладывает в своего героя частичку своей ду-
ши, свои взгляды, убеждения, идеалы. И каж-
дый литературный герой неизменно несет в
себе черты своей эпохи и своего окружения:
живет согласно с себе подобными или «выла-
мывается» из общепринятых схем социаль-
ного поведения. Так, в романе Пушкина «Ев-
гений Онегин» живет и действует молодой
человек 20-х годов: умный, образованный,
принадлежащий к высшей аристократии,
но неудовлетворенный существующей дейст-
вительностью, потративший лучшие годы
своей жизни на бессмысленное и бесцельное
существование. Появление такого героя вызва-
ло в обществе и литературных кругах двад-
цатых годов целую бурю страстей. Не успе-
ли еще они утихнуть, как на свет явился но-
вый герой, но уже герой тридцатых годов
XIX века — Григорий Печорин из романа
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
И опять та же судьба: трагическая, нео-
рдинарная. Страстное стремление героев по-
нять смысл жизни, поиски истины, с одной
стороны, и бесцельное, паразитическое суще-
ствование, с другой стороны, — это трагичес-
кий разлад мечты и действительности. Вслед
за ними в литературе появляется целая гале-
рея героев своего времени: тургеневский Ба-
заров, натура совершенно противоположная
Онегину и Печорину, Андрей Болконский и
Пьер Безухов — лучшие представители пе-
редового дворянства из романа Льва Толстого
«Война и мир».
Почему же до сих пор споры об Онегине
и Печорине очень злободневны, хотя образ
жизни в настоящее время совершенно другой.
Все другое: идеалы, цели, мысли, мечты. На
мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост:
смысл человеческого существования волнует
всех, независимо от того, в какое время мы
живем, о чем думаем и мечтаем.
Особенно углубленным психологическим
анализом характеризуется центральная
часть романа — «Дневник Печорина». Впер-
вые в русской литературе появляется такое
беспощадное обнажение героем своей лично-
сти. Переживания героя анализируются им
же со «строгостью судьи и гражданина». Пе-
чорин говорит: «Я до сих пор стараюсь объ-
яснить себе, какого рода чувства кипят в гру-
ди моей». Привычка к самоанализу дополня-
ется навыками беспрестанного наблюдения
за окружающими. В сущности все отноше-
ния Печорина с людьми являются своеобраз-
ными психологическими экспериментами,
которые интересуют героя своей сложностью
и на время развлекают удачей. Такова исто-
рия с Бэлой, история победы над Мери. По-
хожей была психологическая «игра» с Груш-
ницким, которого Печорин дурачит, заявляя,
что Мери он небезразличен, чтобы потом до-
казать его плачевную ошибку. Печорин рас-
суждает о том, что «честолюбие есть не что
иное, как жажда власти, а счастье — всего
лишь напыщенная гордость».
Если А. С. Пушкина принято считать созда-
телем первого реалистического романа в сти-
346
хах о современности, то Лермонтов является
автором первого социально-психологического
романа в прозе. Его роман отличается глуби-
ной анализа психологического восприятия ми-
ра. Изображая свою эпоху, Лермонтов подвер-
гает ее глубокому критическому анализу,
не поддаваясь никаким иллюзиям и обольще-
ниям. Лермонтов показывает все самые слабые
стороны своего поколения: холодность сердец,
эгоизм, бесплодность деятельности.
Реализм «Героя нашего времени» во мно-
гом отличен от реализма пушкинского рома-
на. Отодвигая в сторону бытовые элементы,
историю жизни героев, Лермонтов сосредо-
точивает внимание на их внутреннем мире,
подробно раскрывая мотивы, побудившие то-
го или иного героя на какие-либо поступки.
Автор изображает всевозможные переливы
чувств с такой глубиной, проникновенностью
и детализированностью, которой еще не зна-
ла литература его времени.
Мятежная натура Печорина отказывается
от радостей и душевного спокойствия. Этот
герой вечно «просит бури». Его натура слиш-
ком богата страстями и мыслями, слишком
свободна, чтобы довольствоваться малым и не
требовать от мира больших чувств, событий,
ощущений. Самоанализ необходим современ-
ному человеку, чтобы верно соотнести свою
судьбу и предназначение с настоящей жиз-
нью, чтобы понять свое место в этом мире.
Отсутствие убеждений — настоящая траге-
дия для героя и его поколения.
В «Дневнике Печорина» открывается жи-
вая, сложная, богатая, аналитическая работа
разума. Это доказывает нам не только то,
что главный герой — фигура типичная, но
и то, что в России существует молодежь, ко-
торая трагически одинока. Печорин причис-
ляет себя к жалким потомкам, которые ски-
таются по земле без убеждений. Он говорит:
«Мы не способны более к великим жертвам
ни для блага человечества, ни даже для соб-
ственного нашего счастья». Эта же мысль
повторяется у Лермонтова в стихотворении
«Дума»:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь
без цели,
Как пир на празднике чужом.
Каждому истинно русскому человеку
становится не по себе от мысли о том, что
М. Ю. Лермонтов так рано ушел из жизни.
Решая нравственную проблему цели жизни,
главный герой его произведения Григорий
Печорин не смог найти применения своим
способностям. «Зачем я жил? Для какой це-
ли я родился... А ведь, верно, было мне на-
значение высокое, так как я чувствую в ду-
ше силы необъятные», — пишет он. В этой
неудовлетворенности собой и лежат истоки
отношения Печорина к окружающим людям.
Он равнодушен к их переживаниям, поэтому,
не задумываясь, коверкает чужие судьбы.
Пушкин писал о таки-х молодых людях:
«Двуногих тварей миллионы, для них назва-
ние одно».
Пользуясь пушкинскими словами, о Пе-
чорине можно сказать, что в его взглядах на
жизнь «отразился век, и современный чело-
век изображен довольно верно, с его безнрав-
ственной душой, себялюбивой и сухой». Та-
ким увидел свое поколение Лермонтов.