М. Ю. ЛЕРМОНТОВ — СОЗДАТЕЛЬ
СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА
«Герой нашего времени» — социально-
психологический и в то же время философ-
ский роман. В этом Лермонтов является пер-
вооткрывателем. Роман впитал в себя тради-
ции, заложенные Грибоедовым («Горе от
ума») и Пушкиным («Евгений Онегин»), Он
появился не на пустом месте, а был подготов-
лен всем предыдущим творчеством Лермон-
това и берет истоки из его поэзии. Недаром
Жуковский писал: «"Герой нашего времени"
связан множеством нитей с поэзией Лермон-
това».
Лермонтов долго готовился к написанию
романа. Об этом говорит и тот факт, что чер-
ты характера Печорина носят герои и более
ранних произведений Лермонтова. Вспомним
пьесу «Два брата», написанную в 1836 году.
Герои пьесы — братья Юрий и Александр
Радины. Первый напоминает героев юношес-
ких пьес Лермонтова, а другой, Александр
Радин, говорит о себе так: «Да?., такова бы-
ла моя участь со дня рождения... все читали
на моем лице какие-то признаки дурных
свойств, которых не было... но их предпола-
гали — и они родились...» Этот монолог поч-
ти дословно передан Лермонтовым в дневни-
ке Печорина. В пьесе показана и женщина,
которую позже будет любить Печорин, —
Вера.
Печорин занимает центральное место
в романе. Лермонтов наделяет его недю-
жинным умом, огромной волей. Печорин хо-
рошо знает философию, историю, литерату-
ру, в свое время он занимался наукой, вла-
деет литературным языком, поэтической
речью.
Повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фа-
талист» написаны в виде дневника. Изложение
от первого лица — это тоже своеобразный пси-
хологический прием, где через исповедь героя
раскрывается его характер.
На протяжении всего- романа Печорин
сталкивается с разными людьми, но всякий
раз Лермонтов ставит своего героя выше их.
Взаимоотношения Печорина и других героев
романа очень напоминают психологический
эксперимент, который служит той же це-
ли — показать внутренний мир, раскрыть
характер героев.
Печорин очень хорошо разбирается в лю-
дях. Он умеет найти в каждом из них ту со-
кровенную струнку, используя которую мож-
но подчинить человека своей воле. Печорин
знает, как обольстить, и для этого использу-
ет разные приемы. Он задаривает Бэлу по-
дарками, хорошо зная, как они действуют на
горянку, учит ее своему языку и сам учится
у нее разговаривать по-татарски. Печорин
завоевывает ее расположение, «входит» в ее
внутренний мир. Результат трагичный — де-
вушка погибает.
Своего рода психологические экспери-
менты Печорин проводит также с Мери и с
Грушницким, которого он просто-напросто
провоцирует на враждебные выпады.
Лермонтов раскрывает внутренний мир
своих героев, наблюдая за их поведением,
за взаимоотношениями между собой, посред-
ством чего старается понять историю души
человеческой, заглянуть в эту душу, найти
там то особенное, что толкает героев на те
или иные поступки.
349
Раскрытию психологического мира геро-
ев способствует их язык. Пышные, готовые
фразы Грушницкого, который хочет пока-
заться романтическим героем, противопос-
тавляются в романе метким и точным заме-
чаниям Печорина. Речь Вернера, Веры и
Печорина насыщена парадоксами и афориз-
мами. То же самое можно сказать и о речи
самого рассказчика. Все это указывает на
сходство характеров этих героев. И Вера, и
Вернер, и сам Печорин способны сделать
психологические обобщения и философские
умозаключения. Речь штабс-капитана бес-
хитростна, проста и близка к бытовой, что
говорит о простоте его характера.
Образ Печорина занимает в романе осо-
бое место; Портрет Печорина — первый
психологический портрет в русской литера-
туре. «Он был среднего роста; стройный,
тонкий стан его и широкие плечи доказыва-
ли крепкое сложение, способное переносить
все трудности кочевой жизни и перемены
климатов, не побежденное ни развратом
столичной жизни, ни бурями душевными...»
Сразу же в Печорине угадывается сильный
человек, как физически так и духовно.
Одежда говорит о том, что человек этот из
аристократической семьи, принадлежащий
к определенному кругу людей. Походка его
ленива и небрежна, но он не размахивает
руками. Это свидетельствует о скрытности
характера. Лермонтов подчеркивает «нерви-
ческую слабость» Печорина и что-то женст-
венное в его облике. Бросается в глаза про-
тиворечивость в описании внешнего вида
Печорина, но Печорин и по натуре своей
личность довольно противоречивая и зага-
дочная.
Много внимания уделено глазам героя.
«Они не смеялись, когда он смеялся... Это
признак или злого нрава, или глубокой по-
стоянной грусти». В то же время глаза «сия-
ли каким-то фосфорическим блеском... то
был блеск, подобный блеску гладкой стали,
ослепительный, но холодный...» Лермонтов
через внешность раскрывает психологию, ха-
рактер, душу.
Пейзаж в романе поясняет состояние че-
ловека, а иногда контрастно подчеркивает
его переживания. Краткое выразительное
описание природы раскрывает душевное
смятение Печорина, возвращающегося до-
мой после дуэли: «Солнце казалось мне ту-
скло, лучи его меня не грели». Лермонтов
использует эпитеты, метафоры, сравнения,
которые позволяют сделать образ нагляд-
нее, доходчивее.
Раскрывает особенности образа главного
героя и композиция произведения. Главы
расположены в романе не по хронологии, а по
степени прояснения психологических особен-
ностей Печорина. В «Бэле» мы знакомимся
с главным героем из рассказа Максима Мак-
симыча. В «Максиме Максимыче» Печорина
описывает уже сам рассказчик, а остальные
главы представляют собой дневник главного
героя. Однако будет неверным утверждать,
что в конце романа характер Печорина пол-
ностью проясняется. Заключительная глава
романа — «Фаталист» еще раз показывает,
насколько двойственна и непредсказуема на-
тура главного героя.
Наиболее полно характер героя раскры-
вает он сам, делая дневниковые записи. Это
богатая мыслями и страстями личность, ко-
торая жаждет деятельности, борьбы. Печо-
рин много думает, анализирует, делает вы-
воды. Он чувствует, что было у него какое-
то «предназначенье великое», но он не смог
или не сумел его реализовать. Настоящий
трагизм его положения раскрывается в ис-
поведи перед Мери: «Все читали на моем
лице признаки дурных свойств, которых не
было; но их предполагали — и они роди-
лись... я был готов любить весь мир, — ме-
ня никто не понял: и я выучился ненави-
деть...»
Печорин — фигура социальная. Это чело-
век не востребованный обществом и в то же
время порожденный им и той эпохой, в кото-
рую ему пришлось жить. Лермонтов в рома-
не раскрыл психологию, душу, характер не
только героев, но и эпохи.
Традицию Лермонтова продолжили Го-
голь, Тургенев, Достоевский, Лев Толстой.
Толстой так говорит о прозе Лермонтова:
«Лермонтов-прозаик — это чудо, это то,
к чему мы сейчас, через сто лет, должны
стремиться, должны изучать лермонтов-
скую прозу, должны воспринимать ее как
истоки великой русской прозаической лите-
ратуры...»