ОНЕГИН И ПЕЧОРИН — ЛЮДИ
СВОЕГО ВРЕМЕНИ
Печорин — Онегин нашего времени.
В. Г. Белинский
Пушкин и Лермонтов — люди разных су-
деб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнад-
цать лет старше Лермонтова, срок, казалось
бы, маленький, но сколько всего может про-
изойти за эти пятнадцать лет.
Пушкин жил в эпоху декабристов. Его
творчество развивалось на почве надежд и
доверия к жизни, веры в безграничность воз-
можностей человека. Напряжение народных
сил в Отечественной войне 1812 года и подъ-
ем национального самосознания питали эту
надежду и веру.
На смену светлому и непосредственному,
открытому взгляду на мир, на смену упое-
нию жизнью приходит эпоха разочарования,
анализа, скепсиса и «тоски по жизни». На
смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лер-
монтова. Эти две эпохи разделил 1825 год,
год разгрома восстания декабристов.
Как и два великих поэта — Пушкин и
Лермонтов, их герои тоже родились каждый
в свое время. И все же эти герои очень похо-
жи. Лермонтов, создавая образ Печорина, уже
был знаком с Евгением Онегиным, без «Евге-
ния Онегина» вряд ли состоялся бы «Герой
нашего времени». И Онегин, и Печорин — оба
чужие в своем обществе, в своей среде. Писа-
телей и поэтов во все времена интересовала
тема «лишнего человека». Есть что-то заво-
раживающее и привлекательное в человеке,
который способен противопоставить себя об-
ществу.
Оба героя получили хорошее воспитание.
Евгений Онегин сначала обучался у фран-
цузской гувернантки, затем воспитывался у
гувернера, то есть получил типичное свет-
ское и модное для людей того времени воспи-
тание. Детство его прошло в богатой, но ра-
зорившейся дворянской семье. Хотя обра-
зование его было несколько поверхностным,
оно все же считалось достаточным для людей
того времени. Печорин, так же как и Оне-
гин, — выходец из аристократической семьи,
получивший хорошее воспитание и образова-
359
ние. Он обладал острым умом, хорошей па-
мятью, разбирался в литературе, истории,
философии, его знания были более глубоки-
ми и прочными, чем познания Онегина.
Оба героя вели похожий образ жизни, так
называемый светский. Они заводили романы
с красавицами, посещали балы, театры.
Но оба стояли выше типичных представите-
лей того времени и скоро поняли, что внеш-
ний блеск — это просто мишура, за которой
скрываются зависть и озлобленность, интриги
и сплетни. Обществу того времени не нужны
были люди умные и образованные, доста-
точно было знание французского языка и хо-
роших манер. В этом обществе им стало
скучно. Онегин заболел «русской хандрой»,
а Печорина терзают приступы тоски. Оба
пробовали заняться литературной работой.
Но система воспитания того времени не на-
учила Онегина работать, «упорный труд ему
был тошен», а Печорин понял, что наука со-
временному обществу не нужна, она не при-
несет ни счастья, ни славы, Но если Онегин,
испробовав все развлечения, устал от жизни,
пресытился ею, то Печорину жизнь не надо-
ела, он хочет жить, поэтому ищет выход из
создавшейся ситуации. В надежде, что «ску-
ка не живет под чеченскими пулями», он от-
правляется на Кавказ.
В любви и Онегин и Печорин видят лишь
спасение от скуки. Они не умеют любить.
Безразличие к жизни, пассивность, внутрен-
няя опустошенность подавили в Онегине
всякое искреннее чувство. Общество с его
жестокими нравами воспитало Печорина
эгоистом и себялюбцем, где настоящие ду-
шевные порывы скрыты за маской холодной
вежливости. Они уже не верят в любовь.
Онегин отвергает любовь Татьяны, объясняя
это тем, что он не «создан для блаженства»
семейной жизни. Он слишком много видел
в жизни примеров так называемого «семей-
ного счастья»:
Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Чувствует пресыщение и Печорин: «Да, я
уже прошел тот период жизни душевной, ког-
да ищут только счастия, когда сердце чувст-
вует необходимость любить сильно и страстно
кого-нибудь». Для теперешнего Печорина лю-
бовь — это наслаждение сорванным цветком,
надышавшись, следует бросить его на дороге:
авось, кто-нибудь поднимет.
Глубоко страдает чистая и любящая Та-
тьяна. Трагичны судьбы женщин Печорина:
погибает Бэла, убита горем отвергнутая Ме-
ри, уезжает Вера. Удел Онегина и Печори-
на — одиночество.
Онегин искренне любил Ленского, но их
дружба закончилась трагически: «всем серд-
цем юношу любя», Онегин не смог подняться
над общественными предрассудками и из-за
глупой размолвки убил Ленского на дуэли.
Печорин вообще не верит в дружбу: «...из
двух друзей всегда один раб другого».
«Кто жил и мыслил, тот не может в душе
не презирать людей» — эти слова Пушкина
в одинаковой мере можно отнести и к Онеги-
ну, и к Печорину. Беда не в том, что они мыс-
лят, а в том, что живут в такое время, когда
мыслящий человек неизбежно обречен на
одиночество. И Онегину, и Печорину неинте-
ресно жить так, как живут люди посредствен-
ные, но и найти применения своим силам они
не могут. Как результат — полное одиночест-
во героев. Они одиноки не только потому, что
разочаровались в жизни, но и потому, что ут-
ратили возможность видеть смысл в дружбе,
любви, близости человеческой души,
Отмечая сходство между двумя героями,
Белинский писал: «Печорин — это Онегин
нашего времени... Несходство их между со-
бою гораздо меньше расстояния между Оне-
гою и Печорою».