ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Мне жизнь все как-то коротка.
И все боюсь, что не успею я свер-
шить чего-то.
М. Ю. Лермонтов
Именем М. Ю. Лермонтова открывается
новая страница русской литературы. Чтобы
правильно понять творчество Лермонтова,
необходимо знать политическую обстановку,
сложившуюся в России в 30-е годы XIX ве-
ка, так как она оказала большое влияние на
формирование Лермонтова как человека и
писателя. Николай I, жестоко расправив-
шийся с декабристами, старался искоренить
идеи свободолюбия. Молодое поколение не
могло выступить против царского режима, но,
несмотря на реакцию, лучшие люди 30-х го-
дов продолжали бороться, и среди них пер-
вым был Лермонтов. Мотивы избранничества
и жертвенности звучат почти во всех его сти-
хах, эту же тему поэт раскрывает и в «Герое
нашего времени». Как часто в лирике Лер-
монтова и в раздумьях Печорина мы встре-
чаем печальное признание того, что люди их
поколения не смогут совершить ничего до-
стойного, живут зря. Мы говорим, что Печо-
рин — типичный герой 30-х годов, значит,
и в Лермонтове есть что-то от его героя. Как
перекликаются слова Печорина о том, что он
презирает жизнь, с лермонтовскими слова-
ми: «Но судьбу я и мир презираю», поэтому-
то в «Герое нашего времени» мы так явствен-
но слышим голос автора.
Что общего у Лермонтова с его героем?
Несомненно, что они были близки, ведь им
пришлось жить в невероятно трудное и тя-
желое время. Они жили в эпоху «безвреме-
нья», породившую страшную болезнь: в усло-
виях самодержавно-полицейского государст-
ва «силы необъятные», дремавшие в молодом
поколении, не могли найти себе достойного
применения. Люди, одаренные от природы
умом и волей, пламенным сердцем, остро пе-
реживали эту трагедию. В размышлениях
Печорина навязчиво повторяется образ чело-
века, прикованного к чиновничьему столу,
вынужденного весь век оставаться титуляр-
ным советником. Вспомним, что уже в ранних
стихах Лермонтова слышатся горькие жало-
бы на жизнь, «где стонет человек от рабства
и цепей», а в зрелые годы поэт вкладывает в
уста бывалого солдата, рассказывающего
о героизме русских воинов при Бородине,
горький упрек: «Богатыри — не вы», обра-
щенный к сверстникам поэта. О них, о своих
современниках, Лермонтов писал:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанъя и сомненья,
В бездействии состарится оно».
Лермонтов доказал, что он имеет право
упрекать свое поколение в бездействии, изо-
бразив главного героя типичным представи-
телем тех юношей, которые сначала вступи-
ли в конфликт с обществом, а потом уже не
пытались бороться против установившегося
порядка, они выдохлись и не имели доста-
точно сил, чтобы бороться.
Печорин — это плод воображения самого
автора, а любой автор волей или неволей че-
рез своего героя выражает свои сокровенные
мысли, свою жизненную позицию. Изображая
Печорина, Лермонтов невольно в общих чер-
тах дал свой собственный портрет. Иван Тур-
генев в своих литературных воспоминаниях
пишет о Лермонтове: «В наружности Лермон-
това было что-то зловещее и трагическое, ка-
кой-то сумрачной и недоброй силой, задумчи-
вой презрительностью и страстью веяло от
его лица, от его больших, неподвижно-темных
глаз. Их тяжелый взор странно не согласовы-
вался с выражением почти детских нежных
и выдававшихся губ». Почти такое выраже-
ние было и у Печорина. Противоречие глаз
и рта — особенность его внешнего облика.
Лермонтов был выше и глубже своего ге-
роя. Тургенев верно разгадал причины тяж-
кой грусти, томившей поэта: «Внутренне Лер-
монтов скучал глубоко: он задыхался в тесной
сфере, куда его втолкнула судьба». Печорин
тоже скучает в светском обществе, оно его да-
же не забавляет.
362
В чем суть трагедии Лермонтова и Печо-
рина? Мне кажется, эту мысль хорошо выра-
зил Герцен, он писал в своей книге «О разви-
тии революционных идей в России»: «Нам
дают обширное образование, нам прививают
желания, стремления, страдания современ-
ного мира и нам кричат: «Оставайтесь раба-
ми, немыми, бездеятельными, или вы погиб-
ли». Тот же крик души содержится и в сти-
хотворении Лермонтова «Монолог»:
К чему глубокие познанъя, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?..
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
В статьях о Лермонтове, написанных по-
сле его смерти, много говорилось о «демониз-
ме», о тоске, печали, об отчаянии одинокой
души. Таковым был и Печорин. Что-то демо-
ническое и роковое ощущается в его натуре.
Он несчастен, и сам приносит людям несчас-
тье. Это как заразная болезнь, от которой
нет лекарства. Печориных было большинст-
во в молодом поколении 30-х годов, однако
мы не можем причислить к их числу самого
Лермонтова. Ведь его не согнула полицей-
ская дубинка,.не запугали ссылки и угрозы.
Лермонтов прошел через исключение из
университета, его волю не сломили две ссыл-
ки, и лучшее доказательство этому — сме-
лость, с которой он бросал в лицо («Свободы,
Гения и Славы палачи!») свои стихи, «обли-
тые горечью и злостью», и мужество, которое
нужно было для создания «Героя нашего
времени».
Николай I писал жене о книге Лермон-
това: «По моему убеждению, это жалкая
книга, обнаруживающая большую испорчен-
ность ее автора». Реакционные круги поспе-
шили очернить писателя, заявив, что в Печо-
рине он изобразил самого себя. В предисло-
вии к роману Лермонтов язвительно высмеял
попытки поставить знак равенства между ав-
тором романа и его героем. Поэт подчеркнул,
что в образе Печорина дан не портрет одно-
го человека, а художественный тип, вобрав-
ший в себя черты целого поколения молодых
людей начала века. Однако, на мой взгляд,
роман все-таки отчасти автобиографичен. Но-
виков, исследовавший жизнь Пушкина и
Лермонтова, пишет в своей повести «О ду-
шах живых и мертвых» о том, что прообразом
Веры из «Героя нашего времени» послужила
Варенька Бахметьева, которую Лермонтов
страстно любил, а ее муж Бахметьев (старый
ревматик) — прообраз мужа Веры.
Что давало Лермонтову силу, что помогло
ему стать великим поэтом и писателем? Ведь
одного, даже огромного, таланта мало для
этого. Силу эту черпал он в родной земле, в
своей «странной любви» к Родине. Если в
дневнике Печорина, рассказывающем о его
мыслях и чувствах за довольно долгий про-
межуток времени, нет.и слова о России, то
все мысли и стихи Лермонтова проникнуты
любовью к ней, чувством внутренней связи
с народом. Эта высокая любовь озарила ко-
роткую жизнь Лермонтова, сделала его вели-
ким. Среди унылой толпы Печориных, про-
шедших без следа, «не бросивши векам ни
мысли плодовитой», нет М.Ю.Лермонтова.
И если Печорин был жертвой своего време-
ни, то Лермонтов — настоящим его героем.