ГЛАВНЫМ ГЕРОИ
ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»
В жизни нередко случается, что жесто-
кие и бессердечные люди, оскорбляющие
и унижающие достоинство других, выглядят
в конечном счете более слабыми и ничтож-
ными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое
время говорил, что «совершающий неспра-
ведливость несчастнее несправедливо стра-
дающего». Такое же впечатление производят
обидчики мелкого чиновника Акакия Акаки-
евича Башмачкина, героя повести Гоголя
«Шинель», из которой, по образному выра-
жению Достоевского, вышла вся русская ли-
тература.
«Нет, я больше не имею сил терпеть! Что
они делают со мной!.. Они не понимают, не
видят, не слушают меня...» Многие из вели-
ких писателей откликнулись на эту мольбу
героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и
развили образ «маленького человека» в сво-
ем творчестве. Этот образ, открытый еще
Пушкиным, после появления «Шинели» стал
одним из центральных в литературе 40-х го-
дов. Тема открыла дорогу изображению
«последователей» Акакия Акакиевича в
творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова,
Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Анд-
реева. Многие из них постарались увидеть
в «маленьком человеке» своего «маленького»
героя, «своего брата» с присущими ему чув-
ствами доброты, благодарности и благо-
родства.
Что же такое «маленький человек»? В ка-
ком смысле «маленький»? Мал этот человек
именно в социальном плане, поскольку зани-
мает одну из нижних ступенек иерархичес-
кой лестницы. Его место в обществе мало за-
метно или вовсе не заметно. «Маленький»
этот человек еще и потому, что его духовный
мир, его желания и мечты также до крайно-
сти мелкие и убогие. Для него, например,
не существует исторических и философских
проблем. Он пребывает в узком и замкнутом
круге своих бытовых интересов.
Гоголь характеризует главного героя сво-
ей повести как человека бедного, заурядного,
незначительного и незаметного. В жизни ему
отведена ничтожная роль переписчика де-
партаментских документов. Воспитанный в
атмосфере беспрекословного подчинения и
исполнения распоряжений начальства, Ака-
кий Акакиевич Башмачкин не привык раз-
мышлять над содержанием и смыслом своей
работы. Вот почему, когда ему предлагают
задания, требующие проявления элементар-
ной сообразительности, он начинает волно-
ваться, переживать и в конце концов прихо-
дит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу
что-нибудь».
Духовная жизнь Башмачкина созвучна
его внутренним чаяниям. Собирание денег на
приобретение шинели становится для него
целью и смыслом жизни, наполняя ее счасть-
ем ожидания исполнения заветного желания.
Кража шинели, приобретенной путем таких
больших лишений и страданий, становится
для него поистине катастрофой. Окружаю-
щие лишь посмеялись над его бедой, однако
никто не помог ему. «Значительное лицо» так
накричало на него, что бедняга потерял со-
375
знание. Почти никто не заметил и смерти
Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре
после его болезни.
Несмотря на «уникальность» созданного
Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит
в сознании читателя одиноким, и мы пред-
ставляем, что существовало великое множе-
ство таких же маленьких, униженных людей,
разделяющих удел героя. В этом обобщении
образа «маленького человека» — гениаль-
ность писателя, сатирически представившего
и само общество, порождающее произвол и
насилие. В этой среде люди жестоки и рав-
нодушны друг к другу. Гоголь был одним из
первых, кто открыто и громко заговорил о
трагедии «маленького человека», уважение
к которому зависело не от его душевных ка-
честв, не от образованности и ума, а от его
положения в обществе. Писатель с сострада-
нием показал несправедливость общества к
«маленькому человеку» и впервые призвал
его обратить внимание на этих незаметных,
жалких и смешных, как кажется на первый
взгляд, людей.
«Между нами не может быть никаких тес-
ных отношений. Судя по пуговицам вашего
вицмундира, вы должны служить по другому
ведомству.» Вот так по пуговицам мундира,
по другим внешним признакам определяется
сразу и навсегда отношение к человеку. Так
«затаптывается» человеческая личность. Она
теряет достоинство, ведь человек не только
других оценивает по богатству и знатности,
но и себя.
Гоголь призвал общество взглянуть на
«маленького человека» с пониманием и жало-
стью. «Матушка, спаси твоего бедного сы-
на!» — напишет автор. И действительно, не-
которые обидчики Акакия Акакиевича вдруг
понимали это и начинали испытывать муки
совести. Один молодой служащий, решив-
ший, как и все, подшутить над Башмачки-
ным, остановился, пораженный его словами:
«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
И молодой человек содрогнулся, увидев, «как
много в человеке бесчеловечья, как много
скрыто свирепой грубости...».
Взывая к справедливости, автор ставит
вопрос о необходимости покарать бесчелове-
чие общества. В качестве реванша и возме-
щения за понесенные при жизни унижения
и оскорбления Акакий Акакиевич, встав-
ший в эпилоге из могилы, является прохо-
жим и отбирает у них шинели и шубы. Ог
успокаивается только тогда, когда отнимав!
шинель у «значительного лица», сыгравшегс
трагическую роль в жизни маленького чи-
новника.
Смысл фантастического эпизода воскре-
сения Акакия Акакиевича и его встречи ее
«значительным лицом» заключается в том
что даже в жизни самого, казалось бы, ни-
чтожного человека есть такие моменты, ког-
да он может стать человеком в самом высо-
ком понимании этого слова. Срывая шинель
с сановника, Башмачкин становится в свода
глазах и в глазах миллионов таких же, кй*
он, униженных и оскорбленных людей геро-
ем, способным постоять за себя и ответить Не
бесчеловечность и несправедливость окру-
жающего мира. В такой форме выразилась
месть «маленького человека» чиновничьему
Петербургу.
Талантливое изображение в поэзии, ли-
тературе, так же, как и в других видах ис-
кусства, жизни «маленького человека» от-
крывало для широкого круга читателей
и зрителей ту незамысловатую, но близкук
им истину, что жизнь и «извивы» душ «обык-
новенных людей» ничуть не менее интерес-
ны, чем жизнь выдающихся личностей. Про-
никая в эту жизнь, Гоголь и его последовате-
ли в свою очередь открывали для себя новые
грани человеческого характера и духовного
мира. Демократизация в изображении дейст-
вительности приводила к тому, что создавае-
мые им герои в критические минуты своей
жизни могли стать вровень с самыми значи-
тельными личностями.
В своей повести Гоголь сконцентрировал
основное внимание на судьбе личности «ма-
ленького человека», однако сделано это
было с таким мастерством и проникновен-
ностью, что, сопереживая Башмачкину, чи-
татель невольно задумывается и о своем от-
ношении ко всему окружающему миру, и
в первую очередь о чувстве достоинства и
уважения, которые должен воспитывать
в себе каждый человек, независимо от сво-
его социального и материального положе-
ния, а лишь с учетом личных качеств и до-
стоинств.